Как «Брекзит» повлияет на вузы Британии

Об опасностях «Брекзита» для высшего образования и возможных выходах из ситуации рассуждает доктор наукЭнн Корбетт.
Как «Брекзит» повлияет на вузы Британии

Референдум за выход Великобритании из ЕС расколол британское общество, но среди работников сферы образования и студентов особенных разногласий нет. Подавляющее большинство за то, чтобы остаться в ЕС. Выход Великобритании из Европейского Союза может привести к резкому снижению финансирования, свёртыванию многих образовательных программ и другим негативным последствиям. Об опасностях «Брекзита» для высшего образования и возможных выходах из ситуации рассуждает доктор наук, научный сотрудник Лондонской школы экономики (LSE) Энн Корбетт.

Результаты референдума в Соединённом Королевстве повергли в шок разные политические силы страны. Все демографические показатели выявили, что молодые и образованные люди в большинстве своём выступают за то, чтобы остаться в ЕС. Министр науки и образования Джо Джонсон выразил опасения, что «Брекзит» может стать серьёзным ударом для британской науки.

В течение кампании университеты столкнулись с оппозицией, поразившей их несостоятельностью своих доводов. В первые дни результатом «Брекзита» стали политический хаос, экономический спад и конфликты на этнической почве. Не говоря уже о том, что многие проголосовавшие за выход из ЕС сразу же пожалели о своём решении.

Британские студенты перед референдумом выступали за то, чтобы остаться в составе ЕС

Университеты обеспокоены, продолжат ли с ними своё сотрудничество студенты и преподаватели из стран Европейского союза. Сейчас они составляют приблизительно 5,5% студенчества и приблизительно 15% преподавательского состава в Британии. Неоднозначен и вопрос международного сотрудничества в исследованиях, управляемых и финансируемых ЕС.

Сейчас в Великобритании ЕС является структурной частью университетских учреждений и приносит примерно от 14% до 19% университетского дохода. Это сумму университетам придётся каким-то образом возмещать.

Кампания за выход из ЕС уже поставила крест на перспективе получения 350 миллионов фунтов (458 миллионов долларов).

Университеты не должны отказываться от европейского сотрудничества, правда, теперь от них потребуется больше, чем умение задавать острые политические вопросы. Какова будущая программа образования в Великобритании после выхода из Евросоюза? Как университеты убедят будущее правительство выбрать проевропейскую стратегию?

Различные политические силы Великобритании сомневаются в том, что цель нового правительства — сотрудничество с ЕС по норвежской модели. Как известно, Норвегия не состоит в Союзе и реализует собственную политику, но всё же соблюдает множество законов, принятых в Брюсселе. Для университетов это было бы лучшим решением в сложившихся обстоятельствах. И позволило бы участвовать в основных образовательных и исследовательских программах: Erasmus+ для взаимодействия и сотрудничества и Horizon 2020 для исследований, развития и инноваций.

Но при нынешнем положении дел норвежскую модель взаимодействия с ЕС трудно соотнести с результатами референдума. Она подразумевает принятие правил Евросоюза, уважение к Европейскому суду и, что самое главное, право на свободу передвижения.

Едва ли оставшиеся в союзе 27 государств предложат Соединённому Королевству объединение на базе изменённых правил.

В сфере высшего образования в Европе предостаточно ассоциаций, учреждений и организаций, в создании которых Британия не участвовала. Некоторые из них занимают заметное место в структуре Европейского высшего образования, подкреплённой межправительственным Болонским процессом. Его датой начала принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация для создания общей европейской структуры высшего образования.

В Болонский процесс один за другим были привлечены как страны-участники ЕС с 1990-х годов, так и страны, вошедшие в Европу в результате расширения процесса в 2004 году. Это прежде всего Турция, Россия, ассоциированные страны на границах Азии, включая Казахстан, микрогосударства Европы (Ватикан). И в последнюю очередь всё ещё недемократическая Белоруссия. Благодаря Болонскому процессу полноценной частью национального студенчества стал Европейский студенческий союз (ESU). Он включает в себя 44 национальных союза студентов из 38 стран.

ESU отнёсся к «Брекзиту» крайне серьёзно, студенческий союз даже написал письмо премьер-министру Дэвиду Кэмерону, в котором говорится, что голоса студентов должны быть услышаны.

«Студенты Европы хотят сделать её более справедливым местом и готовы объединиться перед лицом ненависти и разногласий», — заявил Бет Баттон, недавно избранный член исполнительного комитета ESU и действующий президент британского Национального союза студентов.

Возможно, если бы сейчас был подробный план сотрудничества с европейскими странами, не входящими в Евросоюз, можно было бы преуспеть в обмене опытом с ними. В кризисное для страны время, когда правительство не находит решения, последнее слово будет как раз за теми, кто сохранил трезвость суждений. Но всё же не стоит обесценивать отношения с Евросоюзом.

Если Болонский процесс и другие системные вещи в европейском высшем образовани останутся на плаву и смогут развиваться, то лишь благодаря участию ЕС.

Наступает нелёгкое время для вузов Британии. Очень многое начнёт меняться. Но если размышлять о будущем высшего образования в Соединённом Королевстве, то, конечно, сейчас самое время сделать глубокий вдох и с удвоенной силой бороться за ценности европейского союза.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии