Советы Павла Шеремета будущим журналистам

Конспект лекций бывшего ведущего «Первого канала» о принципах журналистики.
Советы Павла Шеремета будущим журналистам

20 июля в Киеве погиб российский и украинский журналист Павел Шеремет. Шеремет последние годы работал на Украине, ранее он был ведущим и автором документальных фильмов на «Первом канале». Автомобиль, за рулём которого он находился, взорвался, когда Шеремет ехал на утренний эфир радио «Вести». На экранах телевизоров Шеремет появился в 1997 году, в 2015 году он оставил телевидение и стал работать ведущим на радио «Вести». Редакция «Мела» нашла и законспектировала лекции Павла Шеремета, обращённые к студентам гуманитарных вузов и молодым тележурналистам.

«Вопрос „Зачем мы пришли в журналистику“ не кажется мне праздным или формальным. В чём наша миссия? Я не признаю ответов типа „развлекать и информировать“. Это слишком просто, такой подход не позволит добраться до вершины, не поможет устоять перед соблазнами и под ударами кризисов и врагов. Лекция про миссию журналиста — моя любимая».

Зачем приходят в журналистику

Человеческий фактор в журналистике, как и в любой иной творческой профессии, определяющий. Оглянитесь, посмотрите внимательно на своих коллег. Подумайте, что их заставило заняться этим часто неблагодарным трудом. Сравните их мотивы с вашими. За несколько лет наблюдений я выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Я перечислю их по мере нарастания важности.

  1. Обыденность. Наверное, это самая распространённая причина выбора профессии. Родители считали, что работа в газете или на телевидении — идеальное для вас место. Люди, которые приходят на телевидение от безысходности, больших высот в карьере достигают крайне редко, но ровно и спокойно работают, крепко спят.

  2. Тщеславие. Вы уверены, что телевидение — самый короткий путь к славе, пропуск в мир избранных. Мама уверяла вас, что телевизионная журналистка легко сможет устроить личную жизнь и помочь встретить видного жениха. Примерно через 10 лет напряжённого труда люди вдруг понимают, что счастье всегда было очень близко, но в последний момент ускользал. Разочарование и депрессия — это расплата за тщеславие.

  3. Любознательность. Когда я спросил у Валерия Панюшкина, обозревателя газеты «КоммерсантЪ» и газеты «Ведомости», почему он пришёл в журналистику, он ответил: «Я просто люблю рассказывать истории». Это точное попадание в цель. Любопытство — это сильный мотив и основа для успешной работы.

  4. Миссионерство как высший мотив. Вы понимаете и чётко знаете, чем ваше дело, ваша профессия отличается от других занятий. Вы можете сформулировать, в чём состоит идея фикс и следовать этой идее, несмотря на трудности, соблазны свернуть с выбранного пути и эмоциональную усталость. Все люди, которые стоят на вершине в телевидении, ощущают себя миссионерами и понимают, в чём заключена их сверхзадача.

Несколько аспектов, определяющих значение журналистики

  1. Политический аспект. Свобода слова — обязательное условие успешного и устойчивого общества. Журналисты — это элемент общественного контроля над властью.

  2. Общественный аспект. Медиа — это пространство для альтернативных политических и общественных идей.

  3. Из этого вытекает ещё одна составляющая нашей миссии — коммуникативная. Мы помогаем разным политическим, культурным, профессиональным группам вступать в контакт друг с другом непосредственно в пространстве ток-шоу или опосредованно — через наши репортажи и фильмы. Каждое утро люди просыпаются и включают телевизор, чтобы понять, что их ждёт сегодня и как им действовать.

Как добиться успеха?

Исходя из этого, какими качествами должен обладать журналист и какими правилами руководствоваться, чтобы максимально полно выполнить свою миссию и ещё добиться профессионального успеха? Остановимся на главных законах профессиональной и успешной журналистики:

  1. Честное имя — наш капитал и наш ресурс. Нельзя связывать себя тесными узами с какими-либо политическими или иными группами, потому что это ограничит ваше профессиональное пространство.

  2. Человеческое общение — питательная среда журналиста. Необходимо любить людей и всегда проявлять интерес к тому, что вам рассказывают.

  3. Будьте подозрительны и всегда сомневайтесь. Все подвергайте сомнению, потому что это приближает вас к истинной подоплёке события.

  4. Становитесь экспертом по тому вопросу, о котором вам предстоит рассказать. У вас должна быть собственная позиция по поводу того, что происходит, но вы должны ещё понимать суть происходящего.

  5. Объективность — важная составляющая нашей работы. Не всегда удаётся добиться 100% объективности, но всегда к этому следует стремиться.

  6. Избегайте профессионального высокомерия. Необходимо быть внятным и понятным в своих репортажах. Понимание — это не проблема зрителя, а наша забота. Даже самые сложные вопросы можно изложить доступно и ясно.

  7. Небрежность — удел проигравших. Каждый день — уникальный, каждый репортаж — как последний. У вас не будет возможности переделать репортаж или пустить внизу бегущую строку с разъяснением, почему не удалось сделать то-то и то-то. Люди услышат и воспримут только то, что было в репортаже.

Язык ТВ

«У нас телевидение, а не телеслуханье», — любил повторять наш оператор из Белоруссии, когда я пренебрегал отснятым им видеоматериалом в пользу написанного мной текста. Однако это далеко не исчерпывающая характеристика тележурналистики. У нас есть четыре источника и составных части телевизионного продукта:

  1. Видео. Это наше основное отличие и важное конкурентное преимущество перед, например, газетой.

  2. Звук. «Картинка» оживает, когда появляются голоса или шум ветра. Более того, разный звук или интершум наполняет видео разным содержанием, создаёт у зрителя разное настроение.

  3. Слово. Это слово может принадлежать именно нам как авторам, а может исходить от героев наших репортажей. Слово позволяет усилить восприятие от увиденного или помогает зрителям быстрее найти ответ на мучающие их вопросы.

  4. Театральность и эмоциональность. Это превращает телевидение в шоу, в театр. Мы можем присутствовать в кадре, становиться своеобразными соучастниками событий. Своими эмоциями, интонацией голоса, движениями в кадре мы превращаем скучный репортаж в театрализованное действие, в шоу.

Сочетание этих компонентов делает телевидение самым сложным и многоплановым жанром журналистики, сочетание этих компонентов и создаёт язык телевидения. Можно построить репортаж только на одном или двух компонентах, например, только на видео со звуком. Можно с первой до последней секунды находиться в кадре и «вытянуть» тему за счёт вашего личного обаяния и эффекта присутствия на месте события. В телевизионном большом интервью основной упор делается на то, как вы разговариваете с собеседником и какие вопросы вы ему задаёте.

Законы восприятия телевизионной информации

  1. Скоротечность восприятия. Невозможно вернуться к только что показанному сюжету. Нельзя «перечитать» ток-шоу или смаковать каждое слово как в печатных СМИ. Есть только миг между прошлым и будущим — и есть только миг у телевизионного ведущего между первым сюжетом и вторым.

  2. Сложность восприятия человеком многослойной информации. Во многих странах учёные провели довольно подробные исследования того, как человек воспринимает телевизор. 30% зрителей в момент просмотра телепередач следят исключительно за изображением. 30% зрителей — только слушают телевизор. Около трети зрителей могут справиться с телевизором как с источником многослойных посланий. Им удаётся совмещать звук с изображением и воспринимать программу целиком. Дай им Бог здоровья. Однако есть ещё и те, кто подсознательно игнорирует телевизор. И таких людей немало — более 10%.

  3. Психоэмоциональное воздействие. Телевидение обладает мощным эмоциональным воздействием на человека. Человек видит картину, в мозг поступает сигнал и воображение включается мгновенно и ярко.

Какая информация может стать новостью

Новость — это информация, которая вызывает у людей определённую реакцию. Они понимают, о чём идёт речь, и могут оценить важность этой информации, сравнив её с данными вчерашнего или позавчерашнего дня, с тем, что происходило здесь год назад.

В школах милиции и в секретных академиях для шпионов курсантов учат, что «информация подразделяется на несколько типов». Кратко их обозначим:

  1. Абстрактная информация (даёт общее представление о проблеме и участниках);

  2. Текущая информация (даёт представление о каждом конкретном моменте изменяющейся ситуации);

  3. Конкретная информация (отвечает на определённые вопросы);

  4. Косвенная информация (подтверждает или опровергает некие предположения);

  5. Оценочная информация (субъективная оценка ситуации).

Где и как можно найти информацию

Осознав, что вам необходима информация, проясните для себя следующие вопросы:

  1. Что надо узнать?

  2. Где и в каком виде может быть необходимая информация?

  3. Кто может ею обладать?

  4. Как её можно получить?

Исходить надо из того, что носитель информации существует в пространстве обязательно и вы всегда найдёте выход из ситуации. Нельзя пренебрежительно относиться к полученной информации. Часто незначительная деталь может превратиться в ключевой поворот сюжета или станет отправной точкой репортажа.

Источники информации по типу носителя делятся на три вида:

  1. Документы;

  2. Живые свидетели;

  3. Собственные наблюдения журналиста;

  4. Формализованные (ответственность за них несут составившие их люди, например, это может быть указ президента);

  5. Неформальные источники информации. Сведения из таких источников могут иметь неоднозначное толкование. Например: черновики, анонимные письма, «размытое» видео — с этим следует работать предельно внимательно.

Необходимо формировать базу ваших информаторов и постоянно поддерживать с ними связь. Посылая открытку на день рождения, вы сохраняете для себя право «экстренного звонка» в критический момент поиска информации. Не стоит дружить с политиками или чиновниками, но проявлять к ним внимание и демонстрировать уважение следует регулярно.

Депрофессионализация распространения информации

Что это значит? Пятьдесят лет назад киноплёнка считалась крайне редким носителем информации. Сейчас же миллионы людей ежедневно снимают окружающий мир на бытовые видеокамеры или на камеры, встроенные в мобильные телефоны. Отовсюду вы получаете изображение в режиме реального времени. Оказавшись на месте события уже после того, как завершилось основное действие, и время, казалось бы, ушло для вас безвозвратно, не стоит отчаиваться. Оглядитесь по сторонам, найдите свидетелей и очевидцев. Ненавязчиво поинтересуйтесь, не снимали ли они происходившее на видеокамеру или при помощи мобильного телефона. Уверен, вам обязательно повезёт.

Новостной репортаж на ТВ: слагаемые успеха

Телевизионные новости — это конвейер, где все стандартизировано. Пространство для творчества или профессионального вызова довольно ограничено. Попытки выделиться, выйдя за рамки жанра и игнорируя стандарты, редко заканчиваются успехом. В работе репортёра новостей есть чёткие профессиональные законы и требования. Соблюдение этих правил — основа профессионального успеха.

Каждое утро репортёры новостей собираются на совещании у главного редактора и определяют, что им придётся сегодня снимать. Редко выпадает счастливый билет в виде ограбления банка или визита в город президента Венесуэлы. Обычно приходится ехать на пикет обманутых вкладчиков разорившегося местного банка или на скучное совещание у губернатора по вопросам ЖКХ. Разве можно из этого сделать что-то интересное? Как вообще с этим работать?

Принципы работы над сюжетом:

  1. Определите общественную значимость темы. Мы снимаем то, что интересно большинству. Необходимо понять, кому ещё, кроме вашего редактора, интересна эта тема.

  2. Точность — отношения партнёрства со зрителем. Репортаж должен быть точным, обоснованным и аргументированным, тогда вам будут доверять.

  3. Ясность изложения материала. Смысл сказанного должен быть ясным, лексика — понятной, а артикуляция — чёткой.

  4. Помните, что у нас телеВИДЕНИЕ, а не телеСЛУШАНИЕ. Мы снимаем событие на видео, а не иллюстрируем наш рассказ видеокадрами.

  5. Работа над сюжетом — это командная задача. Репортёр, оператор, продюсер и режиссёр — все они влияют на конечный результат.

  6. К работе над любой темой следует подходить максимально ответственно.

  7. Точность ценится больше, чем оперативность. Лучше передать новость на час позже, чем выдать в эфир сенсацию, которая через час окажется ложной.

  8. Справедливость ценится больше, чем сенсационность. Например, вы продемонстрировали скандальные кадры издевательства подростков над своим одноклассником, а мальчик на следующее утро от стыда покончил жизнь самоубийством. Как вы будете дальше жить с этой «сенсацией»?

На какие ключевые вопросы должен отвечать телевизионный репортаж?

В английском варианте ключевые вопросы репортажа обозначены принципом «пяти W»: КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? И ПОЧЕМУ? Ещё добавляют и шестой вопрос: КАК? Любой репортаж должен содержать подобные вопросы и отвечать на них. К концу репортажа зритель должен чётко понимать, кто там был, что, когда и где он делал, почему он это делал и каким образом. Всё очень просто и понятно.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии