Пленка: история эпохи видеомагнитофона

Японская компания Funai объявила, что выпустит последний в истории VHS-видеомагнитофон.
Пленка: история эпохи видеомагнитофона

Просмотр кино в домашних условиях — одно из самых главных развлечений любого человека на планете.

Сегодня у среднестатистического жителя планеты есть возможность смотреть видео с сверхчеткой картинкой и объемным звуком, но мало кто задумывается о том, что ради сегодняшнего изобилия в жертву были принесены десятки различных форматов домашнего видео.

И только одному из них удавалось оставаться на арене более 30 лет, став классикой еще при жизни.

Недавно, японская компания Funai объявила, что выпустит последний в истории VHS-видеомагнитофон. Это станет символическим концом целой эпохи, которая вместила в себя рассвет и закат пленочного формата.

Гонка пленок

Начало 1970-х стало временем большой гонки технологий — инженеры в авральном режиме предлагали сотни патентов, каждый из которых ставил перед собой одну задачу — принести в каждый дом возможность смотреть видео и перестать зависеть от телевидения.

Доступных каналов в то время было гораздо меньше, а возможность увидеть по телевизору полнометражный фильм и вовсе стремилась к нулю. Коммерческая выгода от технологии, способной дать возможность смотреть любое кино дома, была поистине огромна.

Рождение легенды

Работы над созданием технологии домашнего видео одновременно вели сразу несколько крупных игроков — Sony, Grundig и Philips. В рекордно быстрые сроки они вывели на рынок свои форматы — Betamax и Video 2000.

Работа над VHS (Video Home System) началась в 1972 году командой бренда JVC под руководством инженера Сидзуо Такано. На рынок новинка попала в 1976 году, мгновенно став хитом продаж.

Видеомагнитофон JVC-HR-3300U продавался по всему миру по цене в 70-80 долларов, что было немалой суммой по тем временам. Однако перспектива записывать любимые телепередачи на кассеты соблазнила миллионы покупателей по всему миру.

Патент на успех

Формат VHS стал инновационным сразу по многим причинам — для записи пленки тут использовались две наклонные головки, которые позволяли избегать помех и делать картинку более стабильной.

Сама конструкция кассеты с пленкой также была новой — в отличие от формата «Бетамакс», в котором был использован механизм заправки магнитной ленты с поворотной платформой, характерный для всех предыдущих кассетных систем, формат VHS основан на новом принципе так называемой М-заправки.

Это позволяло держать пленку в постоянном натяжении и избегать разрывов при воспроизведении и перемотке.

Доделки на ходу

Благодаря формату VHS, мир узнал что картинка на телевизоре может быть разной. Европейские и американские стандарты разложения PAL, SECAM и NTSC вынуждали производителей видеомагнитофонов выпускать разные варианты для различных форматов.

Отличие заключалось в скорости магнитной ленты и конструкции барабана видеоголовок, установленного под разными углами. В одних аппаратах барабан вращался с частотой 1500 об/мин., а в других — 1800.

Частота вращения связана с кадровой частотой записываемых стандартов, поскольку каждый кадр записывается за один оборот барабана.

Позднее, скорость записи кадров на пленку легла в основу функций SP и LP — записи на пленке в с обычной скоростью и вдвое увеличенному времени записи при замедленной скорости пленки в кассете.

Во втором случае качество немного терялось, но позволяло хранить вдвое больше видео.

Позднее, технология LP легла в основу DV-CAM — самого популярного формата для любительской и профессиональной видеосъемки на кассеты небольшого размера.

Hi-Fi Stereo

Рынок видеопотребления требовал не только хорошей картинки, но и качественного звука. В 1984 году JVC усовершенствовала видеоформат, добавив возможность записи стереозвука на пленку VHS.

Технология получила название Hi-Fi Stereo — стандарт звука, означающий, что воспроизводимый аппаратурой звук очень близок к оригиналу. Это стало еще одним доводом в пользу того, чтобы смотреть кино дома.

Видеомания

Расцвет формата VHS сопровождался бумов роста видеосалонов, прокатов и пиратской видеоиндустрия. Киностудии получили невероятный шанс заработать на тех фильмах, которые не получили успеха в прокате, но вполне подходили для домашнего просмотра.

Обороты индустрии стали невероятными — во всем мире продавались десятки миллионов видеомагнитофонов и сотни миллионов видеокассет.

Самые предприимчивые открывали студии видеозаписи на дому — захвату власти в мире VHS пиратами мешал только тот факт, что перезапись с кассеты на кассету вела к неизбежной потере качества.

Но даже этот факт не помешал тому, что в течение одного десятилетия, VHS полностью перетряхнул мировые понятия об авторском праве и его соблюдении.

За время существования формата было продано свыше 900 миллионов видеокассет и это только официальные данные.

Падение колосса

Поворотный момент в истории VHS-формата произошел в 1991 году, когда компания Pioneer анонсировала новый цифровой формат под названием «Digital Versatile Disc» или DVD.

С этого момента, началось плавное снижение продаж фильмов на видеокассетах — в 2003 году прокат фильмов на DVD впервые превысил прокат VHS-кассет, а еще через три года большинство киностудий отказались от использования старого носителя.

Источник: Trendymen

Комментарии
Комментарии