Проекты, которые не были реализованы в СССР

Железная дорога среди льдов, первая станция на Луне и самый коммунистический город мира.
Проекты, которые не были реализованы в СССР

В России, Китае и США снова начались разговоры о строительстве тоннеля через Берингов пролив — о том, что в 21 веке он должен все-таки появиться, недавно заявил бывший сенатор от Аляски. Весной намерения проложить дорогу под 80-километровым проливом подтвердили и китайские сторонники создания «нового Шелкового пути». Но для того, чтобы амбициозный проект был реализован, нужно провести железную дорогу через Крайний север — такая попытка уже была в Советском Союзе. «Йод» вспоминает этот и другие технологические проекты СССР, которые должны были изменить мир.

ТОННЕЛЬ ЧЕРЕЗ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ

Соединить Аляску и Чукотку американцы предлагали еще в начале прошлого века. Они были готовы на свои средства, от имени синдиката, построить дорогу к тоннелю в обмен на передачу в аренду окружающей ее полосы. Но российское правительство проект отклонило.

В середине века попытку проложить путь уже не на бумаге, а на промерзшей земле предпринимали в СССР. Трансполярная магистраль сначала должна была пройти через Новый Уренгой и Салехард, а в перспективе — от Архангельска до Чукотки. Дорогу строили заключенные ГУЛАГа и без должного изучения местности, поэтому происходило это крайне неэффективно и было остановлено в 1953 году.

В США в 1960-х появилась идея провести через Берингов пролив энергетический путь World Link. В 1990-х дошло до исследований и переговоров заинтересованных сторон. Но переговорами же, хоть и с участием официальных лиц, дело и ограничилось. В плане развития железных дорог России пути до Чукотки нет, а без него строительство тоннеля бессмысленно.

Почему проект не был реализован: Это экономически затратно, а политические отношения двух стран иногда ухудшаются. К тому же мало построить тоннель, надо подвести к нему дорогу. Да и людей на севере живет не так много.

СТАНЦИЯ НА ЛУНЕ

Еще до первого полета людей на Луну, в 1964 году, в СССР появился проект «Звезда», предполагавший строительство жилой базы на спутнике Земли.

Сначала на Луну должны были прилететь автоматические аппараты: луноходы — исследовать поверхность, а беспилотный корабль — доставить пробы грунта на Землю. Затем на Луну отправились бы космонавты. Они должны были проводить исследования, передвигаясь и живя в «лунном поезде», состоящем из тягача, жилого вагона, энергетического вагона и буровой установки. В дальнейшем был бы построен стационарный жилой блок на 12 человек.

Почему проект не был реализован: Сверхтяжелая ракета-носитель, которую предполагалось использовать для полетов, не прошла испытания. Дальнейшие варианты развития идеи были отклонены из-за опасений столкнуться с большими затратами.

ПИЛОТИРОВАННЫЙ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОРАБЛЬ

Для полета на Луну и в космос вообще было бы удобно использовать аппараты, похожие на самолеты. В США создали свои шаттлы, полеты на которых и в наши дни под вопросом из-за дороговизны. В СССР тоже был печальный опыт создания аппарата такого типа, но у нас он в космос просто не полетел.

Однако первоначально цели были военными. Узнав о проекте американских шаттлов, в СССР обеспокоились, что они могут использоваться для атаки на страну. Логично было создать аналогичный корабль для перехвата врага. В тех же 1970-х в СССР продолжались попытки запустить систему «Спираль» с похожим многопользовательским аппаратом и самолетом-разгонщиком, выводящим аппарат на орбиту.

Корабль под названием «Буран» запустили меньшее количество раз, чем было построено укрепленных посадочных полос для него. Полос возвели три (на Байконуре, в Крыму и Приморском крае), а пуск состоялся только один раз. 15 ноября 1988 года ракета-носитель вывел «Буран» на орбиту, и тот совершил два витка вокруг планеты. Особенность полета была в его автоматическом режиме, что отличало советский шаттл от американского. Система показала себя неплохо, даже приняв «самостоятельное» решение из-за плохой погоды посадить корабль с незапланированной стороны.

Почему проект не был реализован: Проект прикрыли в начале 1990-х. Стоил он дорого для гражданского корабля, а военным был уже не нужен. Затраты на обслуживание и ремонт шаттлов были бы больше, чем на традиционные способы доставки людей и грузов в космос.

КОСМИЧЕСКОЕ ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ

Война в космосе заботила не только фантастов, но и военных инженеров. На орбите предполагалось использовать лазеры, которые способны бить по летательным аппаратам и ядерным боеголовкам. В 1970-х в СССР начались разработки проекта «Скиф».

Результатом работы стало создание аппарата «Скиф-ДМ» (он же «Полюс»), в будущем способном использовать лазерное оружие. Макет аппарата в 1987 году был поднят ракетой-носителем, но из-за технической ошибки не вышел на орбиту и упал в Тихий океан.

Почему проект не был реализован: Холодная война подошла к концу, денег на такие проекты не было, а их актуальность становилась все меньше. Тем более американцы таким оружием СССР так и не ответили.

ПЕРЕСТРОЙКА МОСКВЫ

Ни один мегаполис мира не может жить без перестройки, но вряд ли среди них найдется тот, где планировали перестроить весь центр, установив в нем огромное здание-памятник. Сталинский Генплан Москвы 1935 года предполагал расширение улиц, которые становились магистралями, обводнение окраин и рост в высоту домов. Из староевропейского города Москва должна была превратиться в масштабную «квартиру» коммунистического общества. В ней предполагалось возвести самые большие объекты в Европе, как и положено столице самой большой страны — самое большое здание парламента и различных министерств, самый большой стадион и так далее.

Главным украшением Москвы должен был стать Дворец Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Архитектор Борис Иофан с коллегами спроектировали огромное здание, где были не только дворец для заседаний и церемоний, но и 100-метровая скульптура Ленина — в «голове» вождя планировали расположить библиотеку.

Почему проект не был реализован: Часть проектов, в том числе, стройку Дворца Советов, остановили во время Великой Отечественной войны. Но многое из идей 1930-х воплотилось в жизнь, изменив облик Москвы столь же сильно, как со времен реконструкции после пожара 1812 года.

ПОВОРОТ РЕК

Из-за засушливости земли Средней Азии тяжело использовать для сельского хозяйства. Даже те водоемы, которые там есть, имеют тенденцию осушаться. Пример — Аральское море, чье измельчение загрязняет окружающую территорию — ветер разносит соль и скопившееся химикаты.

В начале XX века идею решить эти проблемы путем наполнения южных рек и каналов водой из сибирских рек выдвинул житель Киева. Но на государственный уровень поддержка этой идеи вышла только в 1960-х. Планировалось, что переброска рек не только спасет от Аральской катастрофы, но и поможет избежать наводнений, решит проблему продовольствия и даже усилит политико-экономическое влияние нашей страны.

Почему проект не был реализован: Проект был остановлен в связи с «необходимостью дополнительного изучения экологических и экономических аспектов этой проблемы», а борьба за отмену работ стала одной из самых успешных общественно-научных кампаний в советской истории. О положительных и отрицательных последствиях такого вмешательства в природу говорят до сих пор (подробности — в материале «Йода»).

Источник: Йод

Комментарии
Комментарии