История моды. 1910-е: «юбка-юла» и пижама от Шанель

Настоящая революция в области стиля произошла в 1910-х годах, ее вызвали Первая мировая война и финансовый кризис.
История моды. 1910-е: «юбка-юла» и пижама от Шанель

С первым десятилетием ХХ века в область моды и стиля пришли перемены и реформы, которых уже давно требовали меняющиеся условия жизни. Женщины наконец освободились от узких S-образных силуэтов, которые веками сковывали движение и мешали вести активный образ жизни.

С легкой подачи европейских дизайнеров, главным среди которых можно назвать француза Поля Пуаре, в моду вошли более свободные и разнообразные по крою модели. Однако это все еще не было той долгожданной революцией, которую принес в женскую моду ХХ век. Настоящая революция в области стиля произошла именно в 1910-х годах, а вызвали ее, как это часто бывает, тяжелые обстоятельства, в которых оказались женщины и весь мир: Первая мировая война и финансовый кризис.

Тренд на практичность

В начале нового десятилетия законодателем в мировой моде оставался Поль Пуаре, а самыми популярными из созданных им моделей на тот момент были женские брюки и юбки-брюки.

Восточная тема также оставалась актуальной, и в 1911 году Пуаре торжественно представил парижской публике коллекцию «Тысяча и одна ночь». Модельер продолжал популяризировать свою работу, выпуская альбомы и каталоги, а также показывая свои изделия в главных мировых столицах — Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Брюсселе, Вене и Москве.

Однако даже модели, созданные главным реформатором 1900-х, нельзя было назвать комфортными — одно из самых популярных в начале нового десятилетия изделий Пуаре называлось «хромающая юбка». Эта модная модель была настолько узкой, что женщины были вынуждены передвигаться мелкими шажками, для чего связывали себе ноги тонкой тесемкой. Мода по-прежнему требовала новаторского взгляда и кардинальных решений.

Перемены нового десятилетия начались с упрощения — прежде всего, окончательно ушли в прошлое корсеты, также женщины постепенно отказались от замысловатых объемных шляп, и даже прически стали более «обыденными» - хотя короткие женские стрижки еще не вошли в моду, но девушки перестали подолгу укладывать локоны на голове и впервые открыли шею.

Сходила на нет и увлеченность обильными украшениями, свойственная моде последних десятилетий, — платья и костюмы перестали расшивать сложными аппликациями и узорами, в одежде стало меньше деталей.

К середине второго десятилетия вместо «отвлекающих маневров» дамы позволили себе открыть руки и ноги. Немалую роль здесь сыграли суфражистки, которые именно в 1910-х стали активно выступать по всей Европе, требуя, среди прочего, более простой, удобной и не сковывающей движения женской одежды. Так, альтернативой «хромающей юбке» стала «юбка-юла» - модель с завышенной талией, широкая на бедрах и сужающаяся к щиколоткам.

Французский Дом моды «Дреколь и Бешоф» предложил женщинам смелую модель — брючные платья и юбку-брюки, которая при ходьбе обнажала женские ноги.

Нововведение было навеяно опереттой — именно в таких драпированных юбках выступали танцовщицы кабаре. Юбка-брюки, однако, на тот момент оказалась слишком радикальной, и только самые смелые парижские модницы выбирали ее для выхода в свет. Общество было еще не готово к женщинам в брюках и считало такую тенденцию подрывающей моральные устои.

Несмотря на то, что повседневная одежда становилась более простой и комфортной, наряды «на выход» все еще больше походили на модели 1900-х: в почете были платья с узким лифом и юбкой с оборками, а также наряды с элементами восточного стиля. Изменить это во втором десятилетии ХХ века удалось новым реформаторам от моды.

Первые эксперименты Коко Шанель

Француженка Коко Шанель начала свой путь в моде с небольшого магазина шляпок в Париже, однако слух о талантливой девушке быстро распространился по французской столице, и вскоре она смогла открыть знаменитый магазин на улице Камбон, 21, где продавала не только шляпки, но и одежду.

Шанель не была похожа на классических красавиц того времени: ее спортивной фигуре не подходили платья с акцентом на талии и S-образные силуэты. Не считаясь с общественным мнением, Шанель начала шить женскую одежду на новый манер: ее юбки и платья отличались простыми линиями, отсутствием ненужных деталей и украшений, а из материалов дизайнер предпочитала практичные хлопок и трикотаж.

Коко предлагала женщинам обратить внимание на мужские свитера и блейзеры, а также первой ввела в моду пижаму, которую можно было носить не только дома — в 1918 году она даже представила специальную модель «пижама для бомбоубежища». С подачи Шанель юбки и платья стали короче, а французские модницы стали носить блузки, костюмы и платья-рубашки. Знаменитые матроски от Шанель, популярные и сегодня, также были созданы ей в 1910-х.

Мода под влиянием войны

Однако не все разделяли новаторский взгляд молодой француженки — один из главных кутюрье десятилетия Эрте протестовал против функциональной женской одежды и предлагал дамам роскошные наряды со множеством аксессуаров. Эрте, или Роман Тыртов, родился в Санкт-Петербурге в 1892 году и в возрасте двадцати лет переехал в Париж, где работал в Дома Поля Пуаре, создавая наряды для парижских спектаклей и постановок.

Вдохновением Эрте служила древнегреческая мифология, а актрисы, которых он одевал, были укутаны в меха, носили оригинальные объемные головные уборы и массу украшений — нити жемчуга, бусы из бисера, множество оборок. У Эрте, не поддерживавшего тренд на практичность, в Париже 1910-х тоже хватало поклонниц. Они стремились копировать образы, которые модельер создавал для французских актрис.

Однако спор между показной элегантностью и комфортом решила Первая мировая война и новые обстоятельства, в которых оказались женщины.

В военные годы многим дамам пришлось взять на себя обязанности, до этого считавшиеся сугубо мужскими: женщины стали работать на предприятиях и в конторах, а некоторые из них трудились и в военных службах.

К таким условиям совершенно не подходила изящная одежда, подчеркивавшая изгибы. Главным плюсом костюмов впервые официально стала функциональность: на женских моделях появились практичные детали вроде карманов и нашивок, платья стали носить с удобными ботинками на шнуровке, а среди всех прочих тканей предпочтение отдавалось трикотажу.

Из облегающей популярная одежда превратилась в нарочито обвислую, намеренно скрывающую женскую фигуру. Также в моду вошли спортивные костюмы и рубашки цвета хаки, главным головным убором теперь была фуражка.

Во время Первой мировой войны модные Дома были в основном закрыты. Это позволило женщинам самостоятельно решать, что носить — и выбор был сделан в пользу удобства. Девушки избавлялись от навязанных стандартов, укорачивали юбки и отпарывали детали, не имевшие практической ценности.

По возвращении модные Дома были вынуждены следовать этому выбору, а не диктовать женщинам, что носить, как это было до войны. Некоторые крупные ателье, не справившись с вызовом времени, в конце десятилетия закрылись, уступив место более прогрессивным коллегам.

Однако война привнесла в моду не только более простой женский стиль, но и разнообразие: из заморских стран солдаты часто возвращались с трофеями, среди которых были и экзотические ткани, и аксессуары из Марокко и Туниса. Все это было переосмыслено модельерами и нашло отражение в моде уже в следующем десятилетии.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии