The Beatles — феномен популярности

Исследование успеха группы the Beatles: случайность, упорный труд или что-то третье?
The Beatles — феномен популярности

Почему одним все, а другим ничего? Этот вопрос волнует людей тысячелетиями. Одни становятся богатыми, знаменитыми и счастливыми, а других ждет не такая щедрая на успех жизнь. В чем же секрет — в таланте, происхождении, настойчивости или банальной улыбке Фортуны?

Гладуэлл Малькольм, автор книги «Гении и аутсайдеры», проанализировал путь группы Биттлз и пришел к любопытным выводам.

Правило 10 000 часов

Ученые пришли к выводу, что нужно 10 000 практики, чтобы стать экспертом в любом деле. Проблема только в том, что это должны быть «чистые» часы. Выходит, нужно потратить не одно десятилетие жизни, шлифуя свои навыки в какой-то одной области.

Всегда ли это правило действует или бывают исключения? И если разобрать по косточкам историю каждого успешного человека или группы людей, всегда ли можно отыскать элемент случайности или «без труда не вытащишь и рыбку из пруда»?

Давайте проверим эту идею на примере группы «Битлз», одной из известнейших рок-групп всех времен.

«Битлз» — Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар — приехали в США феврале 1964 г., положив начало так называемому «британскому нашествию» на музыкальную сцену Америки и выдав целую партию хитов, которые изменили звучание популярной музыки.

Для начала отметим одну интересную деталь: сколько времени участники группы играли до того момента, как попали в Соединенные Штаты?

Леннон и Маккартни начали играть в 1957 г., за семь лет до прилета в Америку. (Между прочим, со дня основания группы до записи таких прославленных альбомов, как «Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и «Белый альбом», прошло десять лет.)

А если проанализировать эти долгие годы подготовки еще тщательнее, то в контексте хоккея, примера Билла Джоя и первоклассных скрипачей история «Битлз» приобретает до боли знакомые черты.

В 1960 г., когда они были еще никому не известной школьной рок-командой, их пригласили в Германию, в Гамбург.

Судьбоносное приглашение

«В те времена в Гамбурге не было рок-н-ролльных музыкальных клубов, — писал в книге “Крик!” (Shout!) биограф группы Филипп Норман. — Нашелся один владелец клуба по имени Бруно, у которого возникла идея приглашать различные рок-группы.

Схема была одна для всех. Длинные выступления без пауз. Толпы народа бродят туда-сюда. А музыканты должны беспрерывно играть, чтобы привлечь внимание слоняющейся публики».

«В Гамбурге играло много групп из Ливерпуля, — продолжает Норман. — И вот почему. Бруно отправился на поиски групп в Лондон. Но в Сохо он познакомился с антрепренером из Ливерпуля, оказавшимся в Лондоне по чистой случайности.

И тот пообещал организовать приезд нескольких команд. Вот так был установлен контакт». И это было началом успеха.

Так что такого особенного было в Гамбурге? Платили не слишком хорошо. Акустика далеко не фантастическая. Да и публика отнюдь не самая взыскательная и благодарная. Все дело в количестве времени, которое группа была вынуждена играть, — 8 часов ежедневно.

Как закалялись «Битлз»

С 1960-го по конец 1962 г. «Битлз» побывали в Гамбурге пять раз. В первый приезд они отработали 106 вечеров по пять или больше часов за вечер. Во второй приезд они отыграли 92 раза. В третий — 48 раз, проведя на сцене в общей сложности 172 часа.

В последние два приезда, в ноябре и декабре 1962 г., они выступали еще 90 часов. Таким образом, всего за полтора года они играли 270 вечеров.

К тому моменту, когда их ждал первый шумный успех, они дали уже около 1200 живых концертов. Вы представляете, насколько невероятна эта цифра? Большинство современных групп не дают столько концертов за все время своего существования.

«Они уезжали, ничего собой не представляя, а вернулись в прекрасной форме, — пишет Норман. — Они научились не только выносливости. Им пришлось выучить огромное количество песен — кавер-версии всех произведений, какие только существуют, рок-н-ролльных и даже джазовых.

До Гамбурга они не знали, что такое дисциплина на сцене. Но, вернувшись, они играли в стиле, непохожем ни на какой другой. Это была их собственная находка».

Если проанализировать историю успеха «Битлз» (тот же трюк Гладуэлл проделывает и с Биллом Гейтсом, и Биллом Джоем), можно сказать: все они очень талантливы. Леннон и Маккартни обладали редким музыкальным даром. Однако весомой составляющей их таланта, помимо природных способностей к музыке, было еще и желание. «Битлз» были готовы играть по восемь часов семь дней в неделю.

Но еще более важным фактором являются благоприятные возможности. И этот элемент уравнения нами недооценивается. «Битлз» получили приглашение в Гамбург по чистой случайности. Не будь этого приглашения, они вполне могли бы выбрать иной путь.

Источник: Портал МИФа

Комментарии
Комментарии