Женщины Московии XVI–XVII веков в описаниях современников

Румяна, белила, чернение зубов — москвички XVI-XVII веков выглядели гораздо более необычно, чем мы можем себе представить.
Женщины Московии XVI–XVII веков в описаниях современников

Особенные представления о женской красоте сохранились со времен татаро-монгольского ига — об этом свидетельствуют путевые заметки иностранных дипломатов и путешественников того времени.

Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию. 1656 год

«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы.

Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна) — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время.

Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться.

Однако ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.

Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами — как об этом будет еще рассказано при описании их обыкновенных свадеб.

Женщины не считают для себя стыдом напиваться и падать рядом с мужчинами. В Нарве я из моего места остановки у Нигоффского дома видел много забавного в этом отношении. Несколько русских женщин как-то пришли на пиршество к своим мужьям, присели вместе с ними и здорово вместе выпивали.

Когда, достаточно напившись, мужчины захотели идти домой, женщины воспротивились этому, и хотя им и были за это даны пощечины, все-таки не удалось их побудить встать. Когда теперь, наконец, мужчины упали на землю и заснули, то женщины сели верхом на мужчин и до тех пор угощали друг друга водкою, пока и сами не напились мертвецки».

Cамуэль Коллинс. Нынешнее состояние России. 1671 год

Автор девять лет провел при дворе московском в качестве врача царя Алексея Михайловича и все увиденное изложил в письме к другу, живущему в Лондоне.

«Красотою женщины считают они толстоту, juxta illud Italicum (как и итальянцы (лат.)), Dio mi faccia grassa, io mi faro bella. Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту.

Румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов и которые состоят из красной охры и испанских белил.

Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие.

Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза и для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаза, так же как наши женщины не могут поднять рук и головы. Русские знают тайну чернить самые белки глаз. Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием.

Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к толстоте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть: лежат целый день в постели, пьют русскую водку (Russian Brandy) (очень способствующую толстоте), потом спят, а потом опять пьют».

Сейчас черные зубы и пепельно-белые лица можно встретить только у японских гейш. В Японию этот образ попал, также как в Монголию, из Китая эпохи Тан. Добавить такой еще красные щеки, и будет настоящая русская красавица XVII века (хотя для красавицы, пожалуй, слишком худая)

Яков Рейтенфельс. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. 1680 год

«Внешний вид женщин несколько более изящен, но лицо у них круглое, губы выдаются вперед и брови всегда подкрашены, да и все лицо разрисовано, ибо они все употребляют притирания.

Обыкновение румяниться считается, в силу привычки, столь необходимым, что женщину, не пожелавшую покрасить свое лицо, сочли бы за надменную и стремящуюся отличиться пред другими, ибо она-де дерзко считает себя достаточно красивою и нарядною и без краски и искусственных прикрас.

Большинство женщин посвящают поэтому сему пустому занятию много труда, но в возмездие за эту поддельную красоту они, приближаясь к старости, имеют лица, изборожденные морщинами, так сильно они белят и румянят его, некрасивое в естественном своем виде».

Описание Московии при реляциях гр. Карлейля. 1663 год

«Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить».

И. Г. Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1698 год

Из дневника путешествия в Московское государство посла императора Леопольда I Игнатия Христофора Гвариента к царю и великому князю Петру Алексеевичу в 1698 году (вел его секретарь посольства Иоганн Георг Корб) мы узнаем о том, что «...женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало».

Де ла Невилль. Записки о Московии. 1698 год

«Одежда женщин на турецкий манер. Мечтой беднейших из них является иметь головной убор из персидской ткани, более или менее дорогой. Богатые же украшают его драгоценными камнями или жемчугом. Их зимние платья сшиты колоколом, вышиты золотом и оторочены куньим мехом, а летние — из китайской камки.

Волосы не видны из-под их уборов. Им очень трудно ходить, из-за обуви, сшитой в виде сандалий и облегающей ступню подобно туфлям. Сумасбродство этих женщин заходит так далеко, что они красят свое лицо, придают ему тон, который им нравится, и выщипывают брови».

Энтони Дженкинсон. Известия англичан о России ХVI века. 1557 год

«Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что ни сколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет гагата».

Обычай обильного применение белил, румян и чернения зубов просуществовал в России вплоть до начала XX века. об этом говорит А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи».

О том же свидетельствует М. Е. Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине»: «Лица их, впрочем, значительно портило употребление белил и румян, а также совсем черные зубы, в подражание городским купчихам, у которых в то время была такая мода». Можно предположить, что обильное использование косметики русские заимствовали от монголов, эту моду принесли на Русь многочисленные выходцы из Золотой Орды после ее крушения в XV веке.

Мэн-да Бэй-Лу. Полное описание монголо-татар. 1221 год

«Женщины (монголов) часто мажут лоб желтыми белилами. [Это] является заимствованием старой китайской косметики и до сих пор остается без перемен.... Упомянутые наложницы все ослепительной белизны и красивой наружности».

В нынешнем отечественном кино достоверно показывать женскую красу русских женщин Средних веков не принято по идеологическим и прочим художественным причинам, но татарок и монголок — можно, по тем же самым соображениям. Один из лучших примеров тут фильм «Орда», где ханша Тайдула покрыта плотным слоем белил.

Правда, и в «Орде» полной достоверности образа монгольской аристократки тоже нет, так как раскраска лица должна быть более яркая, к тому же любимая жена ордынского хана Узбека не могла быть такой худой, монголы, так же как и русские, любили прежде всего женщин дородных.

Н. О. Рыжков в «Географическом очерке Сызранского уезда» 1926 года пишет: «Татарки густо мажут лицо белилами, румянами, сурьмят брови и ресницы и чернят зубы».

А вот цитата из «Народы Сибири. Этнографические очерки» издательства АН СССР 1956 года: «Женщины (татарские) употребляли белила и румяна.

От бухарцев было заимствовано окрашивание ногтей в желтый цвет (мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было распространено чернение зубов».

Источник: Моя Планета

Комментарии
Комментарии