Фьорды и другие российские аналоги иностранных красот

Загадочные торфяные болота, фьорды и другие достопримечательности России, не уступающие знаменитым иностранным аналогам.
Фьорды и другие российские аналоги иностранных красот

Загадочные торфяные болота

Гримпенская трясина — та самая, которую увековечил Артур Конан Дойль в «Собаке Баскервилей», — существует на самом деле. Это Дартмурские болота, где водятся пони (очень милые) и действительно есть настоящие опасные топи (местные жители не рекомендуют сходить с дорожки без провожатого).

А вот беглых каторжников уже нет (Принстаунская тюрьма теперь стала музеем). Сердце Дартмура, городок Принстаун (удаленная и не слишком крупная деревня в Англии) — это две улицы и выход к бескрайним вересковым пустошам.

В России же есть Васюганские болота — самые крупные в мире, по размеру соизмеримые со всей Швейцарией и четырьмя Люксембургами. Здесь же самое большое месторождение торфа в мире, приличные запасы газа и по-настоящему неизведанные места.

Топи настолько коварные, что известны случаи, когда они целиком засасывали спецтехнику и военный транспорт, не говоря уже о людях и животных.

Из-за труднодоступности болот тут огромное разнообразие флоры и фауны: водятся медведи, северные олени, норки, соболи и редкие пернатые.

Заброшенных деревень тоже достаточно — куда больше, чем в Дартмуре. А сами болота признаны одним из 100 чудес России.

Фумаролы

Одно из самых крупных скоплений фумаролов (трещин и отверстий, которые можно найти в кратерах, на склонах и у подножия вулканов и служащих источниками горячих газов) в мире — в американском национальном парке с поэтическим названием «Долина десяти тысяч дымов».

Пик активности фумарол в этом месте пришелся на 1916 год, когда экспедиция и их открыла, но сейчас большая часть потухла.

Тем не менее, фумаролы можно увидеть на острове Кунашир на Южных Курилах. Там они регулярно плюются обжигающим паром.

Обширные фумарольные поля можно найти на берегах озера Кипящее, в юго-западной части кальдеры вулкана Головнина. Озеро вполне отвечает своему названию: температура в нем и правда иногда достигает 100 °С в местах кипящих грязевых котлов, а средняя температура воды — 35 °С.

** Фьорды**

Норвежские фьорды знамениты настолько, что даже стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО — как, например, Гейрангер-фьорд, возле которого, в свою очередь, расположился Музей фьордов.

Скалистые берега, обрамляющие длинный морской залив, тянутся на все 15 км его длины.

В России же есть свой фьорд — 57 км Кольского залива. На заливе стоит Мурманск, порт, не замерзающий зимой, а через фьорд построен один из самых длинных мостов за полярным кругом — автомобильный.

Он связывает Мурманск с западными районами Мурманской области, Финляндией и Норвегией.

Сопки

Шотландские горы делятся по высоте на три категории и названы именами людей, их описавших. Самые высокие — горы Манро: 282 вершины, описанные четвертым баронетом сэром Хью Манро.

Все они — выше 3000 футов (914 м), а самая высокая из них — Бен-Невис высотой 1375 м — является самой высокой точкой Британских островов.

Издалека горы Манро выглядят как зеленые холмы, изредка затянутые облаками или припорошенные снегом.

Очень похожие сопки есть на Сахалине — например, на зеленом, упирающемся в воду мысе Евстафия. Разница только в том, что сахалинские сопки смотрят на океан, а шотландские горы Манро — чаще всего на ледяные озера-лохи.

Узкоколейные железные дороги

Одна из самых крупных узкоколейных дорог в Европе (с шириной колеи в 750 мм) — International Rhine Regulation Railway, примечательная тем, что соединяет две страны: Австрию и Швейцарию.

Общая длина маршрута — 25 км, и большая часть этой дороги сохранена стараниями волонтеров. При узкоколейке есть музей и показательные рейсы по живописным берегам Боденского озера (расписание стоит узнавать заранее).

Одна из самых протяженных узкоколеек в России — Каринская узкоколейная железная дорога в Кировской области. В отличие от зарубежной, она не туристическая, а функциональная.

Ширина ее колеи — 750 мм, а протяженность — 81 км. Дорога связывает город Кировск с торфозаготовительным участком, а кроме того, выполняет функции общественного транспорта — идет через городские районы и даже преодолевает мост через реку Чепца.

Шедевры брутализма

Архитектура брутализма, симпатичного и сурового «отростка» архитектуры модернизма, зародилась в 1950-х годах в Великобритании.

Название этого архитектурного направления происходит совсем не от «брутальности», а от французского béton brut («необработанный бетон»). Именно так (то есть никак) предлагал обрабатывать главный строительный материал направления Ле Корбюзье.

Бетонная мощь, крупные формы, массивность зданий, предельная функциональность, затейливые конструктивные решения стали отличительными чертами жанра. Брутализм распространился по всему миру.

В Дакке появился монументальный зиккурат здания парламента, в Торонто — здание Библиотеки Робартса, в Лондоне — целый жилой микрорайон Барбикан.

Это суровые высотки и квартал террасных зданий — длинные, словно бы «лежачие» небоскребы стоят на высоких ножках в несколько этажей, у них идеальные ровные формы, никаких изгибов, и длинные балконы.

А в Москве спроектировали похожий Дом авиаторов на Беговой: тоже с длинными бетонными балконами, овальными наружными лестницами-пролетами и огромными ножками, занимающими несколько этажей.

Некрополи в горах

В Северной Осетии, в поселке Даргавс, есть особое место, которое называется Мертвый городок, — 97 склепов в виде маленьких домиков. Это фамильные склепы, «заппадзы».

Раньше их окружала дурная слава: говорили, что туда уходили умирать больные чумой люди. Однако чумных бацилл при исследовании склепов не обнаружили.

Мертвый городок похож на гробницы царей династии Ахеменидов. В области Накше-Рустам в Иране много скальных рельефов и гробниц, которые находятся прямо в скалах, на приличном расстоянии от земли.

Фасады гробниц в Накше-Рустам — в форме креста, и в нем — маленькое отверстие, через которое в гробницу можно зайти или заглянуть. Правда, в Иране тела лежат не просто так, а в саркофагах.

Дамбы

Когда в 1931 году в США началось строительство огромной дамбы, которая потом получила имя президента Герберта Гувера, на нее возлагались огромные надежды.

Дамба на реке Колорадо должна была избавить окрестных фермеров от частых наводнений, стать источником водоснабжения Лос-Анджелеса, а во время своего строительства создать много рабочих мест, таких нужных после Великой депрессии.

Строительство дамбы заняло пять лет, и за это время она, выстроенная в стиле ар-деко (с кокетливыми башенками), выросла на 221 м в высоту, 379 м в длину и 201 м в ширину.

До 2010 года по дамбе проходило шоссе-93, после автомобильное движение перевели на открывшийся мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, также известный как Объезд дамбы Гувера.

В России же крупнейшей и самой мощной дамбой стала Саяно-Шушенская ГЭС, расположенная на реке Енисей, на границе между Красноярским краем и Хакасией.

Она выше дамбы Гувера на 21 см: в высоту она 242 м, в длину — аж 1074 м. 17 августа 2009 года на ГЭС случилась техногенная катастрофа, первичные последствия которой были устранены к ноябрю того же года, а окончательная модернизация станции завершилась в 2014 году.

Источник: Моя Планета

Комментарии
Комментарии