Ближайший двойник Земли

Известный российский астроном Александр Родин объяснил, почему открытие экзопланеты Proxima b так важно для науки.
Ближайший двойник Земли

Вчера международная группа астрономов объявила об открытии планеты Proxima b, которая очень похожа на Землю. Но если ранее подобные экзопланеты находили на расстоянии 20, 25 или 600 световых лет, то эта оказалась намного ближе к нам: Proxima b вращается вокруг соседней к Солнцу звезды — Проксимы Центавра, расположенной примерно в четырех световых годах от Земли (что, конечно, тоже немало — это в 270 000 раз дальше, чем от Земли до Солнца).

Планета, относимая к земному типу, делает полный оборот вокруг звезды за 11,2 дня и находится в обитаемой зоне звезды. По массе Proxima b примерно на треть больше Земли, и у нее вполне могут быть атмосфера и вода в жидком виде, но определить это пока невозможно.

Отправить космические аппараты на такое далекое расстояние планируется в рамках проекта Юрия Мильнера и Стивена Хокинга. Но на техническую реализацию проекта разработчики отводят не менее 20 лет.

Александр Родин

Директор Физтехшколы аэрокосмических технологий, руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектрокопии МФТИ

Зачем ученые ищут экзопланеты

«Всего лишь одно поколение назад не было единого мнения относительно того, насколько типична наша Солнечная система в Галактике и существуют ли планетные группы рядом с другими звездами. И если такие планетные системы существуют, возможно ли, что мы найдем на них благоприятные условия для жизни?

Эти условия требуют сочетания достаточно большого количества факторов, тонкой настройки. Случайное совпадение таких фактов практически равно нулю. Для всего человечества существование внеземной цивилизации — гигантский научный, религиозный и философский вызов, и как только астрономия предоставила такие возможности, люди начали искать планеты у других звезд».

Чем интересна открытая планета

Открытая планета относится к тому же классу, что и Земля — то есть по размерам, массе и температурному режиму соответствует Земле, — и находится у самой ближайшей к нам после Солнца звезды — Проксимы Центавра. По типу эта звезда — красный карлик, самый распространенный тип звезд в Галактике.