Гагаузы и другие этнические группы, о которых вы не знали

Необычные народности встречаются не только среди африканских племён или в амазонских джунглях, но и в Восточной Европе и Средиземноморье.
Гагаузы и другие этнические группы, о которых вы не знали

Необычные народности встречаются не только среди африканских племён или в амазонских джунглях, но и в Восточной Европе и Средиземноморье. Bird In Flight, вооружившись пособиями по этнологии и этнографии, обнаружил в складках политической карты региона спрятанные этнические группы.

Мадьярабы

Этническая группа на территории Египта и Судана, представители которой считают себя потомками венгерских наёмников турецкого султана. По версии мадьярабов, их предки прибыли в Египет с территории нынешней Венгрии в составе армии Селима Первого, после чего смешались с местным населением.

Некоторые особенности мадьярабов — заимствованные из венгерского языка слова и выражения, топонимика селений, более светлая, чем у нубийцев, кожа, черты лица — подтверждают гипотезу об их европейском происхождении. Название народности не является производным от слова «араб», а образовано слиянием слов «мадьяр» и «аб» (в переводе с местного наречия — венгерское племя).

Мадьярабов открыл миру в 1930-е известный венгерский путешественник и исследователь Африки граф Ласло Алмаши, ставший прототипом главного героя фильма «Английский пациент». Впоследствии уже при независимой Венгрии стали организовываться этнографические экспедиции для изучения мадьярабов, последняя из которых состоялась в 2009 году. Сейчас слабо урбанизированная община из 60 тысяч африканских венгров проживает вдоль берегов Нила. Только некоторые мадьярабы живут в крупных городах — обычно в Каире.

Польско-литовские татары

Страны Балтии всегда были едва ли не самой удалённой от влияния исламского мира частью Европы – тем удивительнее встретить в литовской глубинке по дороге из Вильнюса в Польшу деревянные мечети и мусульманские кладбища. Почти мононациональный состав Литвы и Польши разбавляет татарская община, проживающая в основном в области глухих мазурских болот со времён великого князя литовского Витовта.

Из-за обострившейся борьбы за власть в Золотой Орде хан Тохтамыш с группой соратников был вынужден бежать. Они нашли поддержку у Витовта и положили начало потоку выходцев из степи на службе у литовского князя. Основным занятием степняков было военное дело: уже вскоре после побега Тохтамыша в 1398 году татарские отряды участвовали в Грюнвальдской битве (1410 год), а к XVIII веку в составе армии Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков; отдельный эскадрон даже входил в состав польских войск Наполеона в 1812 году.

Представители татарской знати стали основателями нескольких влиятельных родов, самым известным из которых был род Сулькевичей (среди его представителей — председатель крымского краевого правительства в 1918 году Матвей Сулькевич). Татарские корни по отцу также имел лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич.

Сейчас польско-литовские татары живут в северо-восточной Польше (два посёлка), южной Литве и западной Беларуси. В некоторых деревнях уцелели деревянные мечети и мусульманские кладбища, а в Литве есть даже рестораны татарской кухни. Небольшая, но активная община польско-литовских татар живёт в США.

Трансильванские саксы

Этнические немцы начали селиться на территории Трансильвании в XII веке, когда румынские короли, надеясь привлечь в регион специалистов по шахтному делу и обустроить восточную границу, откуда набегали печенеги, стали поощрять эмиграцию из городов Германии. В результате нескольких волн переселений немецкие колонисты обосновались на обширном пространстве, получившем название Семиградье (Siebenbürgen), которое с тех пор стало синонимом Трансильвании.

Построенные ими для защиты от турок крепости по сей день являются украшением этого региона. Города Брашов, Сибиу, Тыргу-Муреш, Клуж-Напока удивляют нетипичной для Восточной Европы немецкой архитектурой: обилием средневековых готических церквей и замков, крытыми черепицей аккуратными домами, продуманной планировкой.

Особый статус немецкоязычного меньшинства в Трансильвании был закреплён в 1438 году с образованием так называемого «союза трёх наций»: немцев, венгров и секеев (позже слившихся с венграми). Участники союза контролировали политическую и экономическую жизнь региона, не допуская румыноязычное православное население к участию в управлении.

После включения Трансильвании в состав Австрийской империи привилегированное положение немцев было подтверждено — братья по вере и языку виделись австрийцам надёжным противовесом растущему венгерскому и румынскому национализму.

Власти Бухареста, установив контроль над этими землями по итогам первой мировой войны, сняли ограничения для румынского населения на участие в политике, но притеснять немцев не стали. Роковой для общины стала следующая мировая война — после прихода к власти коммунистов и свержения румынской монархии на волне обвинений в коллаборационизме многие этнические немцы были вынуждены выехать в ФРГ, другие были депортированы в советские трудовые лагеря.

После свержения режима Чаушеску в 1989 году и падения железного занавеса правом на репатриацию воспользовались около ста тысяч немцев, что сократило численность румынской общины до 40 тысяч человек.

Сегодня, несмотря на малочисленность, община трансильванских немцев организованна и заметна в политической жизни Румынии. Самый известный её представитель, Клаус Йоханнис, в результате выборов 2014 года стал президентом Румынии, опередив премьер-министра Виктора Понту. Йоханнис, начинавший как школьный учитель, до избрания на пост президента несколько сроков был мэром города Сибиу, превратив его в образцово-показательный островок Германии в Трансильвании.

Репутация честного и рачительного политика, свободного от национальных комплексов и шлейфа коррупционных скандалов, заметно выделяет его на фоне политической элиты региона.

Абхазские негры

Абхазские негры появились благодаря работорговле в Османской империи. Грузинские князья Шеваршидзе в XVII веке завезли в Абхазию партию чернокожих рабов для работы на цитрусовых плантациях. Потомство африканских невольников обильно расселилось по Абхазии и переняло религию, язык и национальную идентичность местных жителей – согласно сделанным в XIX веке первым задокументированным наблюдениям, все негры говорили только по-абхазски и считали себя исключительно абхазами. Местные ничего не имели против новоявленных смуглых соседей и охотно вступали с ними в браки, а представители местной и колониальной знати охотно нанимали и селили у себя при дворе чернокожих в качестве охраны или прислуги.

Экзотичность и загадочность абхазских негров занимала многих исследователей, включая Максима Горького, который вместе с писателем Самсоном Чанбой в 1927 году посещал Абхазию и изучал, в частности, эфиопскую версию происхождения кавказских чернокожих. Недавно скончавшийся Фазиль Искандер посвятил им несколько страниц в своем «Сандро из Чегема», а дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях писала о них как о замечательной особенности родины её отца.

Сейчас абхазские негры живут в нескольких сёлах в Кодорском ущелье, другие обосновались в Сухуме, ещё часть смешалась с местным населением и потеряла многие черты негроидной расы. В память о них остались сделанные в XIX веке фотографии суровых чернокожих мужчин в папахах, черкесках и с кинжалами в руках.

Гагаузы

Гагаузы — народ тюркского происхождения, проживающий в основном в Бессарабии — исторической области на территории современных Молдовы и юга Украины. О том, кто такие гагаузы, существует более 20 научных гипотез, наиболее популярные из которых связывают их с болгарами, турками и печенегами. В Бессарабии они обосновались в начале XIX века, когда российское правительство, отвоевав эту малонаселённую область у турок, предложило свободные земли всем желающим туда перебраться.

Гагаузы относительно благополучно пережили катаклизмы ХХ века, а после распада СССР получили автономию в составе Молдовы. Автономное территориальное образование Гагаузия пользуется правами расширенного самоуправления и часто оппонирует Кишинёву. В начале 1990-х противостояние с федеральной властью едва не превратило Гагаузию в ещё одно Приднестровье, но при посредничестве Турции конфликт удалось погасить. Проживающие в Молдове гагаузы до сих пор привязаны к России, выборы в регионе стабильно выигрывают пророссийские партии. Гагаузский язык, хоть и входит в число официальных языков автономии, почти не используется и вытесняется русским, в то время как в центральной и северной Молдове говорят в основном на румынском.

Венгерские ясы

Ясы, потомки кочевых аланских племён из предгорий Кавказа, переселились на равнины Центральной Венгрии в XIII веке, бежав от монгольского нашествия. Венгерский король Бела IV рассчитывал, что ясы помогут ему отразить нападение монголов на Венгрию. Расчёт провалился; зато ясы оказались хорошими пастухами и погонщиками. В течение следующих двух столетий они практически утратили свой язык и религию и сильно ассимилировались с местным населением, но долгое время сохраняли рудименты племенной структуры (например, титул вождя).

Область проживания ясов — Ясшаг — стала автономным регионом венгерского королевства и долго пользовалась определённой самостоятельностью, которая, впрочем, постепенно уступала растущей централизации страны. Остатки самостоятельности были уничтожены в конце XIX века, когда автономию уравняли с другими регионами Австро-Венгрии.

Главный город Ясшага — Ясберень, когда-то служивший резиденцией вождю ясов, сейчас примечателен только музеем ясов, работники которого занимаются в том числе восстановлением ясского языка.

Источник: birdinflight.com

Комментарии
Комментарии