Как выживают торговцы CD и кто еще готов платить за музыку на дисках

Продавцы рассказали, почему они считают, что в эпоху iTunes и онлайн-фонотек CD остается самым привычным и массовым носителем и кто приходит за дисками.
Как выживают торговцы CD и кто еще готов платить за музыку на дисках

Магазин Play

Средняя стоимость диска — 500 рублей

Магазин, расположившийся неподалеку от Манежной площади, изначально находился на Невском проспекте и ориентировался на неформальную молодежь начала 2000-х: продавал электронную музыку и авторское кино. В 2006 году Play переехал на Караванную улицу, а через два года его купил Олег Грабко — продюсер и основатель музыкальной компании «Бомба-Питер». После этого ассортимент магазина значительно расширился: от классической и русской народной музыки до психоделики, джаза и детских сказок. Помимо этого, в магазине есть DVD и виниловые пластинки, которые перед покупкой можно послушать здесь же, расположившись на небольшом красном диване.

Как говорят в магазине, каждый вид продукции продается примерно поровну. Среди дисков наибольшей популярностью стабильно пользуется рок, кроме того, клиенты охотно идут за сказками — в Play большой выбор детских аудиокниг.

В смерть CD в Play не верят, ориентируются на коллекционеров: магазинов с дисками в Петербурге мало, а стремление получить артефактную запись, по словам сотрудников, у покупателей сохраняется. «Хорошими» покупателями также являются водители, у которых машина оборудована Hi-End-аппаратурой. Такие клиенты берут фирменные или японские диски.

Из-за падения рубля зарубежные CD подорожали: сейчас в Play даже с минимальной наценкой не найти европейское издание дешевле 1000 рублей. Однако конкуренция со стороны iTunes, где музыка значительно дешевле, магазин не пугает. Как говорят в Play, качество звука в интернет-медиаплеере не сравнить с качеством CD даже обычного российского издания. Вдобавок он не осязаем и для многих трудоемок в использовании.

Илья, товаровед магазина Play:

— Более подкованный пользователь, конечно, запариваться не будет: он знает, как пользоваться торрентами. Но есть класс людей, который следит за качеством. Торрент и социальные сети иногда помогают нам в продажах: человек может бесплатно послушать и решить, купил бы он себе диск или нет.

В магазине объясняют, что клиенты заходят не случайно: поскольку магазин работает давно, есть множество постоянных покупателей. Большой процент посетителей составляют молодые люди до 25 лет, которые берут популярные группы поп-рэпа и тяжелой сцены. С последними, по словам продавцов, хуже: не всегда понятно, где они выпускаются. В летний период приходит множество иностранцев, которые в первую очередь интересуются русской классикой и народной музыкой. Есть подкованные иностранцы уже со списками: им нужны БГ, «Аукцыон», «Оле Лукойе», андерграунд. Поэтому туристы — хорошие клиенты, с ними интересно, говорит Илья.

Конкуренция в среде CD-магазинов скромная, так что поделиться клиентами не страшно: если в Play помочь посетителю не могут, созваниваются с «Фонотекой». Как говорят в Play, когда торрентом пользовались не так активно и существовало множество магазинов с пиратской продукцией, продавцам, следящим за качеством, было тяжелее: клиенты растекались по всему городу, спрос был меньше.

Сегодня же большинство любителей музыки распределяется между тремя «музыкальными китами»: Play, «Фонотекой» и «Диезом». Именно это и позволяет магазинам жить. Большого подъема в продаже CD Play не предполагает: по мнению продавцов, скоро этот формат, как и винил, останется коллекционерам и любителям, при этом новым магазинам с дисками придется нелегко.

Илья, товаровед магазина Play:

— Это тяжелый бизнес. Без известного имени с CD будет трудно начать. Магазин в любом случае придется закреплять винилом и большим выбором. Закупочные цены на диски сильно выросли, и чтобы с нуля открыть магазин, даже не 5 миллионов потребуется. И это не тот перспективный бизнес, который будет приносить большие деньги. Это клуб по интересам. Человек, который будет заниматься CD, должен просто любить это и не ждать большой выгоды. Кормить магазин кормит, но без изысков.

Магазин «Открытый мир»

Средняя стоимость диска — 700–1000 рублей

«Открытый мир», специализирующийся на классической музыке, появился в 1998 году как дополнение к уже существовавшему магазину при Филармонии и работал с заказами по каталогу. Через несколько лет основной магазин исчез, а «Открытый мир» из маленькой каморки перебрался на Невский проспект, к левому крылу костела Святой Екатерины. Его основные посетители — постоянные клиенты старшего возраста и туристы, которые приходят за тем, чего не смогут найти на родине. Наибольшей популярностью, по словам продавцов, пользуются записи российского лейбла Northern Flowers.

Найти в интернете пиратские версии продаваемых дисков трудно: большая часть CD закупается на Западе, где авторские права охраняются намного строже, чем в России. Кроме того, клиенты предпочитают лицензию, потому что треки в интернете не могут гарантировать полноту записи и чистоту шлифовки звука.

Как говорят в «Открытом мире», за 18 лет существования они не заметили падения спроса на CD, зато ощутили спад интереса молодежи к классической музыке. Из-за скачков курса валют многие отказались от покупки записей на CD, потому что стоимость европейских дисков выросла в два раза. Тем не менее диски с классической музыкой продаются хорошо и из-за интернет-плееров в «Открытом мире» не беспокоятся.

Александр Кузнецов, владелец магазина «Открытый мир»:

— Формат CD остается ведущим, новые технологии пока не в деле. Конечно, iTunes можно назвать конкурентами, но, по сути, CD и iTunes — это совершенно разные уровни восприятия и использования звука. Огромное количество знакомых покупателей iTunes пользуются активно, чтобы познакомиться с произведением, а для того, что им понравилось, его становится уже мало. Диск — это не только музыка. В него входит дополнительная информация, буклет, текст, оформление. Сам тактильный процесс разворачивания — это еще один вариант приобщения. Это нравится намного большему числу людей, чем кажется.

Своим главным преимуществом «Открытый мир» считает компетентных продавцов с профильным образованием. Как говорят в магазине, они продают не CD, а сопутствующую информацию и общение. Большинство покупателей знает, чего хочет, однако приходят и новые клиенты, которым нужна помощь.

Евгений, продавец магазина «Открытый мир»:

— Иногда заходят люди, которые в музыке не разбираются и не могут сказать, что им нужно. Просят «что-нибудь, чтобы не заснуть». Несколько дней назад заходил Виталий Милонов, попросил «что-то душевненькое». В итоге я нашел нужное и он нам хорошую кассу оставил. Тут главное угадать, что покупателю нужно, посоветовать так, чтобы ему понравилось. Тогда клиент придет еще раз. На этом тоже многое держится.

По словам Александра Кузнецова, чтобы уменьшить расходы, «Открытому миру» нужно будет уйти в интернет или перейти на телефонные продажи: аренда в самом центре города стоит дорого, а переезд на окраину сильно ударит по бизнесу. Однако взрослая аудитория, которая и составляет основу клиентов, к уходу в сеть не готова. Покупатели классической музыки хотят общаться, интернет же оставляет их один на один с выбором, без возможности подержать диск в руках и обменяться мнением с компетентным человеком.

Евгений, продавец магазина «Открытый мир»:

— Когда-то Gangnam Style была песней года. На следующий год о ней уже никто не помнил. А Шопена как слушали в салонах XIX века, так и до сих пор слушают — на CD и в интернете. Классическая музыка чрезвычайно стабильна. И поэтому она может существовать на таком носителе, как диск. Пластинка — это более историческая вещь. Да, многие спорят, что звучание на ней лучше, но она далеко не всем по карману. А CD — самый привычный, удобный и массовый носитель.

Киоски у метро

Средняя стоимость диска — 150–170 рублей

Слева через дорогу от станции метро «Сенная площадь» расположилось множество крохотных торговых точек: торгуют фруктами, чинят телефоны и продают кино, музыку и игры.В будке размером метр на два с низким потолком по периметру расставлены упаковки с DVD на выбор — от «Карточного домика» до фильмов для взрослых. За спиной продавца, неразговорчивого молодого человека, стоят диски с музыкой. Покупают их не очень активно, но покупают. Молодежь скачивает, объясняет он, а людям за 40 проще купить диск и вставить его в проигрыватель — всё на этом и держится.

CD не систематизированы очевидным для покупателя образом, так что о наличии диска можно узнать только у продавца. По прейскуранту один CD стоит 150 рублей, однако заплатить в любом случае придется 300: в каждой упаковке размещено по два диска.

У «Озерков» в шаговой доступности четыре точки, торгующие CD. В одном из магазинов, помимо прочего, продают и чинят гаджеты. Девушка за стойкой сначала объясняет мальчикам лет 8, что у них игру можно купить за 400 рублей, а в Xbox придется брать за тысячу, а затем начинает рассказывать о музыкальном ассортименте. Здесь посетителей привлекают «оригиналами ретро-музыки». По ее словам, в магазине продаются официальные номерные диски, люди же заходят разные и с разными целями, но чаще всего покупают музыку для машины.

— Человек собирается куда-нибудь поехать. Разве ему нужно качать что-то? Он лучше купит официальный диск на CD в качестве — с хорошим звучанием — и будет наслаждаться. Во «ВКонтакте» уже ничего не скачать, в iTunes платно можно взять одну-две вещи, а тут — хоп! — понравилось, пришел и купил альбом.

Источник: Бумага

Комментарии
Комментарии