Густав Климт. «Поцелуй»

Впервые публика увидела «Поцелуй» в 1908 году. Галерея Бельведер предложила художнику огромную по тем временам сумму - 25 тысяч крон и получила «Поцелуй».
Густав Климт. «Поцелуй»

Сюжет

На краю отвесной скалы стоят, обнявшись, мужчина и женщина. Его лица мы не видим, а по женскому легко считывается общее эмоциональное состояние пары. Собственно, здесь нет отдельных тел — есть именно пара, которая благодаря силе чувств, страсти стала монолитом. И нет здесь людей как таковых — есть их экстаз.

С помощью набора всех возможных инструментов — цвет, орнамент, форма и даже материал (художник использовал листовое сусальное золото для цвета и рельефа) — Климт поет гимн чувственности, эротизму, любви и сияющей страсти.

Контекст

Впервые публика увидела «Поцелуй» в 1908 году. Галерея Бельведер оказалась расторопнее всех: предложила художнику феноменально огромную по тем временам сумму (25 тыс. крон при максимальной цене за картину до этого в 500 крон) и получила «Поцелуй». Сегодня полотно и вовсе является национальным достоянием.

Исследователи теряются в догадках, кто были моделями художника. Что до мужчины, то есть версия, что Климт изобразил себя. Однако против этого можно привести два довода. Во-первых, даже со спины (лица же мы не видим) Климт выглядел не так внушительно. А во-вторых, вот вам слова художника: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи».

Женщина — скорее, собирательный образ. В ее облике есть сходство с чертами и Эмилии Флёге, и Адели Блох-Бауэр, и многих натурщиц. Творческая энергия Климта всегда была сосредоточена на женщинах. Мужчина — редкий гость на его полотнах. Если он и появляется, это всегда человек без лица, косая сажень в плечах — тот самый, за которым, по поверьям, как за каменной стеной.

Этим полотном Климт закрыл свой золотой период. Картина стала поцелуем общественному вкусу. Менялись настроения, модерн уступал экспрессионизму, и о картине (на фоне наступавшей к тому же войны) как-то запамятовали — пришли новые образы. Вспомнили о полотне во времена освобождения любви и раскрепощения чувственности. «Поцелуй» вновь начал появляться в интерьерах и стал своеобразным маст-хев для прогрессивных людей.

25-летний Густав Климт

Судьба художника

1862 год. Австро-Венгрия. В семье гравера по золоту рождается второй сын, которому суждено стать художником с мировым именем. Семья всегда была бедна, родители брались за любую работу, денег все равно не хватало даже на самое необходимое, не говоря уже об образовании детей, число которых с годами увеличилось до семи.

И сам Густав, и его братья учились живописи и ремеслу у отца — чем богаты, тем и рады. Все они стали художниками в итоге. Молодой Климт, в отличие от ровесников-художников, не бунтовал, не требовал сбросить представителей академической живописи с парохода современности. Вовсе нет. Вместе с братьями они следовали правилам академизма и в награду получали заказы: здание театра оформить, в музее подсобить. В 26 лет Климт даже был удостоен «Золотого креста» за заслуги в искусстве.

Ситуация меняется после смерти отца. Густаву приходится осознать, что он не мальчик, но муж, пора взять на себя ответственность за семью и стать художником с мировым именем и уникальным стилем.

В конце XIX века Климт заинтересовался современным искусством. Он вдруг проникся уважением к художникам, которые искали новые средства для воплощения образов. Климт стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона, который устраивал выставки молодых художников, пишущих в необычном стиле.

Водные змеи II (1904−1907)

Консервативный зритель впервые поднял голос на Климта в начале XX века. Художник начал не смущаясь использовать откровенные эротические аллегории: писал классические сюжеты и образы, не скупясь на обнаженку. Раздражали власть, церковь и общество не только голые женщины как таковые, но и то, что эротизмом были опутаны византийские сюжеты.

Программные труды, наставления потомкам, многотомные мемуары и дневники. — увольте, все это не про Климта. Он лучше еще одну женщину напишет. Отбоя в заказах не было. Модели — в основном, проститутки, конечно — были готовы делать все, что мастер пожелает. Климт, естественно, этим пользовался смело.

Последние годы жизни художнику было не до вычурной декоративности. Напитки покрепче, краски попроще. Еще и война приближалась. Атмосфера накалялась. Не исключено, что если бы художнику был отпущен больший срок, сегодня мы бы знали и обратную сторону Климта — сдержанную, простую, скромную, выраженную мягкими ровными цветами. Но, увы, в феврале 1918 года он умер, не успев воплотить новую философию на холсте.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии