Людмила Целиковская: «Я всегда чувствовала, что для руководства - я актриса второго сорта»

Если безусловной королевой кино советского периода 1930–40-х годов была Любовь Орлова, то, думается, что Людмиле Целиковской вполне можно отвести роль феи.
Людмила Целиковская: «Я всегда чувствовала, что для руководства - я актриса второго сорта»

Нежной, прекрасной, озорной и многими любимой. У обеих этих прекрасных актрис была, пожалуй, одинаковая популярность. Только у Орловой она была более официозная, а у Целиковской — домашняя, своя.

Как вспоминала сама Людмила Васильевна: «Меня правительство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина («Сердца четырех», «Близнецы»), их ругали. И я всегда чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Но меня очень любили простые люди, и это было огромной поддержкой…»

Действительно, у Людмилы Целиковской была огромная всенародная любовь. Ее в буквальном смысле носили на руках. Партнер актрисы по сцене Вячеслав Шалевич вспоминал: «В ней был азарт. Она была легендой всей страны. Со спектаклем «Деньги, коварство и любовь» по «Голубой книге» Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения — повсюду ее встречали с восхищением: «Целиковская!»

Будущая легенда родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в творческой семье. Когда они переехали в Москву, отец стал дирижером оркестра в Большом театре, а мама исполняла на сцене Большого ведущие арии. Маленькую Люду отдали в Гнесинку на класс фортепиано и прочили ей музыкальную карьеру. Но девочка увлеклась театром и поступила в Театральное училище имени Щукина. Когда она была студенткой, ее зачислили в труппу Театра имени Вахтангова, где Целиковская дебютировала в роли Клариче в «Слуге двух господ».

В 1938 году состоялся кинодебют, это была картина «Молодые капитаны». Прелестную дебютантку заметил режиссер Константин Юдин и пригласил в свою картину «Сердца четырех» на роль Шурочки Мурашовой, которую можно, пожалуй, считать визитной карточкой актрисы. Именно после нее она проснулась знаменитой, ее узнала и полюбила вся страна.

В фильмографии Людмилы Целиковской роли в основном легкие, воздушные, комедийные. Она и в жизни была такой же легкой, солнечной, светлой, старалась не унывать ни при каких обстоятельствах. Будучи уже пожилым человеком, передавала свое жизненное кредо внуку: «Старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Иначе жизнь превратится в кошмар сумасшедшего…»

А жизнь у нее совсем не была легкой. И разочарования были, и обиды — и творческого, и личного характера. Когда она сыграла царицу Анастасию в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна, главный «кинокритик» страны Сталин вынес свой вердикт: «Такими царицы не бывают» — и собственноручно вычеркнул ее имя из списка претендентов на Сталинскую премию.

Зато талант Целиковской оценили за рубежом. В 1955 году на Международном кинофестивале в Венеции актриса получила «Серебряного льва» за роль Ольги Дымовой в фильме «Попрыгунья».

В последние годы жизни Людмила Васильевна редко снималась в кино. В 1980 году она сыграла Гурмыжскую в экранизации «Леса» Александра Островского. Больше главных киноролей у нее не было.

Людмилы Целиковской не стало в 1992 году. Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище.

Источник: culture.ru

Комментарии
Комментарии