История российского феминизма

С середины XIX века начал функционировать ряд женских обществ, плоды их деятельности можно увидеть в каждой из последующих эпох.
История российского феминизма

Вопрос женских прав в российском обществе стоял не так остро, как в остальном мире, буквально расколотом на сторонников и противников всеобщего равноправия. Тем не менее, роль женщин была неоднозначной, а их возможности - меньше, чем у противоположного пола. Как результат, с середины 19 века начал функционировать ряд женских обществ, и хотя их масштаб и популярность не были велики, плоды их деятельности можно увидеть в каждой из последующих эпох.

Первые женские союзы начали складываться в 1850-е годы. Главными целями было обеспечение доступа к образованию и оплачиваемому труду. А так как изначально подобные идеи разделялись узким кругом развитых дам из обеспеченных семей, участницы сами активно занималось благотворительной и культурно-просветительской работой. «Высшие женские курсы» — первое учебное заведение, где женщины могли получить профессиональное образование — заслуга феминистского движения. О «женском вопросе» заговорили, а интеллигенция в скором будущем и вовсе приняла идею всеобщего равноправия.

Но «Союз женщин» не был однородным. Часть активисток, под руководством Александры Коллонтай отделилась в борьбе за избирательные права для женщин, назвав оставшихся «дамами-благотворительницами» и «буржуазными феминистками». Обособились и либералки, выступавшие с позицией «феминизма различий», предполагающего признание существования общего для всех женщин социального опыта, заставляющего не приравнивать их к мужчинам, но признавать отличия женщин и защищать право на них.

Однако при всех внутренних проблемах к началу двадцатого века переименованная в «Лигу равноправия женщин» организация была активна как никогда. В ней состояло около 10 тысяч человек. Отделения были открыты в 50 городах. Участницы посещали международные съезды и готовили теоретическую базу для будущих законов о гендерном равноправии.

Решительный шаг был сделан после революции 1917 года. Сорокотысячная демонстрация женщин, не уходившая от резиденции Временного правительства, несмотря ни на какие уговоры, добилась официального подтверждения введения женского избирательного права от главы Совета министров. Таким образом, Россия стала одной из первых стран, предоставивших женщинам полноту избирательных прав.

Советская власть была вынуждена принять изменения в женском положении и даже пойти им на встречу, так как за предыдущие десятилетия женскому обществу удалось заручиться поддержкой ряда важных фигур, таких как Свердлов, Троцкий, Куйбышев.

Но если на первом этапе интересы женского движения и советской власти совпадали, то в дальнейшем они разошлись: в советской идеологии на первый план вышло восприятие женщин не как самостоятельных личностей, а как объектов государственного воздействия, воспитания и заботы. Женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством, женские организации, не сотрудничающие с партией, — запрещены как «буржуазные», а феминистская идеология — признана противоречащей целям классовой борьбы.

Как следствие, данные о всех феминистках были вычеркнуты из историографии, поэтому имен представительниц движения до нас почти не дошло.

Советская власть приписывает себе «дарование женщинам всей полноты гражданских прав». При этом феминистские идеи серьезно исказились. Работа стала не правом, а обязанностью, за отклонение от которой можно было попасть в тюрьму. Но если рабочий день мужчин заканчивался после ухода с рабочего места, женский продолжался и дома.

По статистике женщины занимались домашними делами в три раза больше мужчин. Они тратили 36 часов в неделю на семейные хлопоты, против 13,5 часов у мужчин. Фактически дополнительная рабочая неделя, попытка же как-либо изменить ситуацию всячески порицалась.

Брачное законодательство то давало послабления в интересах женщин, то вновь ужесточалось, когда государству был необходим наиболее строгий контроль.

Распавшееся на время Великой Отечественной войны Независимое Женское движение вновь возобновилось к концу 70-х, когда в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия». Женские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, неравное участие отца и матери в воспитании детей, неполные семьи, аборты, роды, изнасилование, положение женщин-заключенных и бездомных.

Несмотря на поднятый спектр проблем, авторы не считали свое издание феминистским, а себя — феминистками. Они ориентировались на христианские догмы, из-за чего многие сторонницы были вынуждены уйти.

На Западе первые выпуски имели огромный успех. В России альманах изъяли почти на выходе, его считали бесполезным, а женский вопрос — закрытым. Советские феминистки подвергались преследованиям со стороны КГБ, участницам самиздата угрожали отнять детей и принуждали к эмиграции.

В сегодняшней России феминизм почти сошел на нет. Как и в советский период «женский вопрос» считается успешно закрытым. Отечественные законы, и правда, обеспечивают женщинам равные гражданские права с мужчинами. Но действуют ли эти законы на практике — другой, еще не решенный вопрос.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии