Безумные эксперименты психологов

Большая часть знаний, которых мы имеем сегодня, пришла из экспериментов прошлого столетия. Вот несколько самых одиозных экспериментов, на которые мы вряд ли бы решились сегодня.
Безумные эксперименты психологов

Эффект свидетеля

Не стоит считать, что оживленная улица обеспечивает личности некоторую безопасность. Если с вами что-то случится в центре города, то вероятность скорой помощи ближнего будет довольно низка. Эффект свидетеля, или синдром Дженовезе, заключается как раз в том, что все будут считать обязанным помочь кого угодно, только не себя самого.

Стэнфордский тюремный эксперимент

Самый неэтичный психологический эксперимент всех времен был проведен в тюрьме Стэнфорда. Группу студентов из 24 человек произвольным образом разделили на заключенных и охранников. Эту роль молодые люди играли две недели.

Уже в первые семь дней обе группы максимально адаптировались к заданным условиям: «охранники» принялись вполне серьезно истязать «заключенных». Так выяснилось, что ситуационная этика может спровоцировать определенные типы поведения, несмотря на естественные тенденции индивида.

Маленький Альберт

И еще один мрачный и страшный эксперимент, на сей раз проведенный над младенцем. Джон Б. Уотсон из Университета Джона Хопкинса развивал у 9-месячного Альберта иррациональные страхи. Он показывал ребенку белую крысу — и мальчик проявлял к животному вполне разумный интерес.

Затем психолог ударял в железный гонг, что пугало мальчика. Так повторялось до тех пор, пока Альберт не стал выказывать признаки страха при каждом появлении крысы, уже безо всякого гонга.

Эксперименты Аша

Человек максимально социальное существо и считать себя «не таким как все» будет большой ошибкой. Серия экспериментов из 1950 годов подтвердила это утверждение. Человека помещали в группу подставных актеров, которые отвечали неправильно на самые простые вопрос — вроде 2х2=5. Новичок очень быстро начинал приспосабливаться к поведению других и вскоре без задержки отвечал неправильно вместе со всеми.

Социальный эксперимент Carlsberg

Веселая реклама пива превратилась в самый настоящий психологический эксперимент.

Ничего не подозревающие пары заходили в кинотеатр и обнаруживали, что единственные два места находятся в самой середине зала. А все прочие места заняты мрачными, накачанными байкерами, недобро поглядывавшими на вновь вошедших.

Большинство пар предпочло ретироваться из кинотеатра от греха подальше, а добравшихся до своих мест байкеры приветствовали громкими аплодисментами и бесплатным пивом.

Так психологи выяснили процент смелых людей среди обычного населения. Как и ожидалось, он оказался совсем не велик.

Пропавший ребенок

Оказывается, мы очень редко обращаем внимание на то, что происходит вокруг именно сейчас. Психологи повесили листовку с объявлением о пропаже ребенка у дверей в магазин. Некоторые из зашедших в помещение даже ее прочли. Но никто так и не заметил изображенного на фотографии мальчика, хотя он стоял всего в паре метров от дверей.

Привитый расизм

Учитель третьего класса Джейн Эллиот разделила детей на две группы: голубоглазое большинство и кареглазых изгоев. Отношение было соответствующим — светлым ребятам отдавалось немалое предпочтение. Уже ко второму дню они начали показывать лучшие результаты в учебе, а к третьему принялись третировать представителей меньшинства. Кареглазые студенты испытывали серьезные проблемы с самооценкой, их успеваемость упала. Психологи считают, что мы готовы стать расистами, если на то поступает указание сверху.

Источник: Don't Panic

Комментарии
Комментарии