История моды. 1960-е: хиппи, космос и Уорхол

Двадцатый век изменил всё, и мода не стала исключением. Рассказываем, как менялась мода в прошлом веке. На очереди – «безумные» 1960-е.
История моды. 1960-е: хиппи, космос и Уорхол

Бунтующее десятилетие

Шестидесятые, которые считаются самым «безумным» десятилетием, стали таковым и в моде – наряду с тенденцией к минимализму именно в это время появился эпатажный космический стиль, в котором дизайнеры экспериментировали не только с формой, но и с материалами. Однако лейтмотивом десятилетия остается молодежный бунт против общества потребления и политики своих стран, который привел к формированию одной из самых массовых субкультур – хиппи.

В 1960-х дизайнеры стали активнее, чем когда-либо, поддерживать и развивать идею о том, что женщинам не нужно иметь обширный гардероб, а достаточно умело комбинировать между собой несколько базовых вещей. Такую мысль модельеры высказывали и раньше – в 1930-х и 1940-х – однако как тенденция минимализм обозначился именно в шестидесятые, во многом благодаря появлению эластичных тканей.

Еще в 1934 было создано трико с длинными рукавами, и дизайнер Клэр Маккарделл предлагала считать эту модель под названием «леотар» основой образа. Три десятилетия спустя наряду с трико девушкам предлагалось иметь в гардеробе юбку, брюки, жакет и топ. И топы, и трико в то время стали шить из одного и того же материала – эластичного шелка и лайкры. Эта ткань растягивалась во всех направлениях, и благодаря практичности вскоре из нее стали шить практически все – и вечерние наряды, и спортивные костюмы.

Свингующий Лондон и «дети цветов»

Отказ от разнообразия в стиле и стремление к лаконичности в то время было присуще не только модницам европейских столиц, но и молодежи, которая, правда, свою усталость от «диктатуры моды» выражала более смелым и бунтарским образом. Еще в 1950-х в Европу проник стиль американской молодежи, и почти все девушки и молодые люди сменили платья и костюмы на потертые джинсы, футболки и косухи. В следующее десятилетие отказ от стандартов высокой моды и вовсе перерос в протест против общества потребления, и в европейских столицах все большую популярность стали набирать секонд-хэнды.

Особенно сильно увлечение стилем ретро чувствовалось в свингующем Лондоне – городе, который именно в 1960-х стал одной из столиц, диктующих моду. В городе один за другим стали появляться уличные рынки, где торговали ношеными, порой старомодными вещами из разных эпох.

Повальное увлечение ретро объединило подростков из богатых семей и их менее обеспеченных ровесников – теперь определить уровень материального благополучия молодого человека по одежде было невозможно. И если для первых подобный стиль был протестом против ценностей их родителей и дань субкультуре, то вторые получили возможность быть в тренде и наравне без необходимости тратить на одежду больших сумм.

Как случалось и ранее, настроение молодых людей уловили и дизайнеры, которые тут же стали создавать соответствующие модели «под ретро», однако это не нашло отклика среди подростков – ведь смысл их увлечения стариной во многом заключался как раз в бунте против общества потребления.

В то время как торговцы уличных рынков одевали подростков в ношеную, нарочито лишенную лоска одежду, влияние на молодежный стиль оказывали и эмигранты из бывших британских колоний. Такой необычный микс стилей и более отчетливая, чем когда-либо ранее, идеологическая составляющая, которой в 1960-х наделили одежду, привела к появлению одной из самых ярких и массовых субкультур – хиппи.

«Дети цветов» выбирали одежду с этническими мотивами, которую могли сочетать с пончо из Южной Америки или с головным убором эскимосов. Все это разнообразие дополнялось обилием украшений, привезенных, в основном, из Индии.

Философия хиппи, пропагандировавших мир и любовь, их свободный стиль во второй половине десятилетия стали настолько популярными, что некоторые модные издания стали писать о конце «функциональной» моды, предрекая совершенно новый подход к одежде, который может привести к закрытию большинства модных Домов.

Однако, несмотря на подобные опасения, цикличность в моде никуда не делась, и уже ближе к концу десятилетия стиль хиппи стал постепенно вытесняться стилем милитари. Крайне популярным стал цвет хаки, а в Европе и Америке девушки и молодые люди стали носить камуфляж, украшая его контрастными заплатками красного или розового цвета.

У нового тренда также была идеологическая составляющая: таким образом молодые люди пытались превратить одежду, предназначенную для военного времени, в мирную.

Безумство моды: лунные ботинки и бумажное платье

Шестидесятые стали, пожалуй, самым эклектичным десятилетием в истории моды. В тот время как многие просто отказывались от самой идеи следования моде, другие превращали ее в настоящий карнавал и фарс.

Именно в это десятилетие подиумы пестрели нарядами в «космическом» стиле, материалом для которых служили синтетика, винил, пластик и даже бумага – словом, все, что ранее использовалось совсем в других целях.

Полет Юрия Гагарина в 1961 году вдохновил дизайнера Андре Куррежа на создание «инопланетных» моделей – манекенщицы на его показах выходили на подиум в коротких, похожих на детские платьицах, расшитых пайетками и различными необычными аксессуарами. Именно Курреж впервые представил публике солнечные очки в форме теннисных мячей и так называемые лунные ботинки.

Вслед за Куррежем «космическим» стилем увлеклись такие прославленные дизайнеры, как Пако Рабанн и Пьер Карден. В пошиве одежды они стали использовать материалы, которые до этого предназначались для изготовления скафандров или военной формы. Часто верхнюю и нижнюю часть платья модельеры скрепляли виниловыми пластинками, а самые смелые экспериментаторы в своих моделях использовали даже металл.

Особо стоит отметить так называемую «бумажную моду», впервые представленную в 1966 году фабрикой Скотта в США. Платья из бумаги были разных цветов, а в комплекте с ними покупательницам предлагалось приобрести ножницы – с их помощью бумажный наряд можно было чинить и надевать до пяти раз.

Причудливые наряды кислотных цветов, расшитые сверкающими деталями и поражающими воображение аксессуарами, редко покидали пределы подиума – для улиц такая одежда была крайне непрактичной. Однако, говоря о модных экспериментах 1960-х, безумный космический стиль нельзя обойти стороной – именно такие модели увлекли в то время большинство именитых дизайнеров.

Мода как часть искусства

Вдохновением для дизайнеров в 1960-е, помимо космических достижений, стало современное искусство. Одним из первопроходцев здесь стал Энди Уорхол, которые решил перенести свои картины «Зеленые бутылки кока-колы» и «Банки супа Кэмпбелл» на ткань, из которой потом шились платья. Вслед за Уорхолом свои произведения в стиле поп-арт таким же образом стали тиражировать и другие художники.

Другим течением, перекочевавшим из искусства в моду, стал поп-арт – стиль, основанный на оптических эффектах и контрасте белого и черного цветов. Для дизайнеров подобный стиль стал настоящей находкой: при предельной простоте кроя и лаконичности цветового решения платья с изображенными на них геометрическими фигурами, создававшими определенный оптический эффект, никогда не смотрелись скучно.

Мода шестидесятых не обошла стороной и абстрактную живопись – в 1965 году дизайнер Ив Сен-Лоран выпустил коллекцию, созданную под влиянием творчества Пита Мондриана.

В это десятилетие кино перестало быть главным видом искусства, оказывавшим влияние на модные тенденции. Знаменитые дизайнеры все чаще стали обращаться к живописи и новым течениям в искусстве, доказывая, что и сама мода – неотъемлемая часть мира искусства.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии