Много ли тараканов в Тмутаракани?

Тмутаракань существовала до XIV века, переходя от славян к византийцам, а от них — к венецианцам.
Много ли тараканов в Тмутаракани?

— Наш городок такой маленький и захолустный! — жалуется пассажир соседу в купе поезда. — Настоящая тьмутаракань!

— Вы живёте в Тмутаракани? — удивляется тот. — Как это интересно! А где она — эта Тмутаракань?

Возможно, вам тоже приходилось слышать название Тмутаракань. И с большой буквы, как имя собственное (тогда оно пишется только с одним мягким знаком — на конце), и с маленькой — как нарицательное, обозначающее глухое, захолустное местечко (тогда это слово пишется с двумя мягкими знаками).

Возможно, вы задумывались, почему город или местность так называется? И сколько же там тараканов? Наверное, целая тьма!

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой говорит: «Тьмутаракань — это место, до которого трудно добраться из-за дальности его расположения, где царит невежество, темнота, культурная отсталость». Словарь синонимов русского языка З. Е. Александровой даёт следующие варианты: «медвежий угол, глушь, дыра, глухомань, захолустье».

Если вы попытаетесь найти город Тмутаракань на карте в учебнике по географии, то едва ли это удастся. Получается, что Тмутаракань — настолько маленький, захолустный, «засиженный тараканами» городишко, что даже на карты не попал? Ничего подобного!

В старинной русской летописи начала XII века «Повесть временны`х лет» Тмутаракань упоминается несколько раз, например: «… пришёл Олег с половцами из Тмутаракани». Значит, Тмутаракань — древний русский город.Точнее, древнее городище на севере Таманского полуострова, омываемого с севера водами Азовского, с юга — Чёрного моря. Это та самая очень провинциальная и захолустная Тамань, которую упоминает Михаил Юрьевич Лермонтов в «Герое нашего времени».

Печорин пишет: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить». Кстати, слово «Тамань» происходит из адыгского языка. В Топонимическом словаре Кавказа под редакцией А. В. Твёрдого есть слово «темен», означающее «болото», «плавни», и это вполне соответствует действительности.

Впрочем, некоторые историки утверждают, что Тмутаракань следует искать вовсе не в Тамани, а западнее, в дельте реки Кубани, на берегу лиманов, поблизости от города Темрюка. (Название этого города происходит от крепости, которую построил кабардинский князь по имени Темрюк Идарович, и, как и Тмутаракань, скорее всего, не имеет ничего общего с темнотой.)

В античные времена город Тмутаракань носил название Гермонасса — греческой колонии, существовавшей здесь ещё до нашей эры и названной в честь её наместника Германариха. В IV веке до н. э. Гермонасса вошла в состав Боспорского царства, образовавшегося в результате объединения нескольких греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах.

В VII веке уже нашей эры эта территория стала частью государства Хазарский каганат, созданного кочевым народом — хазарами. Хазары гостеприимно принимали у себя купцов из разных стран, в городе бывали и византийцы, и русские, жили греки, армяне, евреи, славяне, черкесы, грузины.

В середине Х века Хазарский каганат разрушило войско князя Святослава, затем здесь правил князь Мстислав. Русские и стали называть город Тмутараканью, видимо переиначив на свой лад хазарское название.

Тмутаракань существовала до XIV века, переходя от славян к византийцам, а от них — к венецианцам. По разным версиям историков, город был разрушен то ли половцами, то ли турками, а возможно, погиб в результате землетрясения.

О старой столице Тмутараканского княжества вспомнили в 1792 году, когда после присоединения Крыма к России (указ Екатерины II от 8 апреля 1783 года) в Тамань прибыл передовой отряд черноморских казаков.

Разбирая камни старой турецкой крепости, казаки обнаружили мраморную прямоугольную плиту толщиной около полуметра, на боковой грани которой была надпись: «В лето 6576 индикта 6 (в 1068 году. — Прим. авт.) князь Глеб мерил море по лёду от Тьмуторокана до Корчева 14 000 сажень». Корчевом в древние времена называли Керчь.

Многие тогда сочли надпись подделкой. Камень привезли в Петербург, где он попал в коллекцию русских древностей графа Алексея Мусина-Пушкина.

Друг Мусина-Пушкина, археолог, историк и художник Алексей Николаевич Оленин тщательно изучил надпись на плите и поделился своими выводами в книге «Историческое исследование о местоположении древнего Тьмутараканского княжения», изданной в 1794 году, и в открытом «Письме к гр. А. И. Мусину-Пушкину о камне Тьмутараканском, найденном на острове Тамани в 1792 году». Оленин писал название города с мягким знаком после первой буквы, так же, как на камне.

Он привёл множество аргументов в пользу подлинности этой надписи. Обе публикации положили начало изучению древнерусских надписей и истории письменности. Тогда-то многие россияне впервые услышали о далёком городе Тмутаракани. Может быть, с тех пор и появилось в русском языке слово «тьмутаракань», означающее далёкую глушь.

А плита с надписью, подтверждающей существование Тмутаракани, и по сей день хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Источник: «Наука и жизнь»

Комментарии
Комментарии