История фото: беляна

Это странное сооружение, похожее на корабль, — на самом деле скорее плот. На фото изображена беляна — тип судов, использовавшихся в течение XIX века для доставки леса с верховьев Камы и Волги к Каспию.

Да и сама беляна была не чем иным, как самоходным лесом — она не смолилась и, доставив груз вниз по течению, разбиралась до бревнышка. Жизни ей было один год.

В наиболее активные годы таких сооружений по Волге сплавлялось до 150 в год. В длину они достигали 120 м, в высоту — 6 м, а грузоподъемность варьировалась от 2000 до 13 000 тонн.

Подготовка к сплаву леса начиналась еще зимой.

Рубщики уходили в тайгу на три-четыре месяца, жили в зимницах, ели, что лес послал, срубленные деревья сволакивали к сплавным речкам, чтобы в половодье, связав в плоты, погнать к устью, где и собирали беляны.

На строительство шел белый лес, без коры. Для начала делали барку, затем заполняли ее лесом (его укладывали штабелями через некоторые промежутки, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи; кроме того, так бревна лучше подсыхали).

Как только лес начинал превышать по высоте борта, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый слой.

Палубу устраивали из теса или пиленых досок. На ней ставили ворота для подъема якорей и натяжения канатов, удерживающих лот.

Также на палубе строилось две избушки — «казенки» для сплавщиков, лоцмана и приказчика. Будки украшались резьбой, да и сама беляна шла по течению, украшенная флагами, белая, нарядная.

Если суда не смолились, как же они плыли, ведь они должны были протекать? Они и протекали. Поэтому большая часть команды, состоявшей из 40, а то и 80 человек работала на помпах.

Кроме того, основной вес груза приходился на нос, чтобы он погружался глубже и вся вода стекала бы туда (тут надо сказать, что корабль плыл вперед как раз кормой).

Управлялась беляна рулем и лотами, ловко огибая препятствия. В конце пути, в низовьях Волги, лес выгружался и само судно также разбиралось.

Древесина шла на строительство, а казенки продавались как готовые избы. Впрочем, беляны возили не только лес, но и другие грузы, например дрова, которые были необходимы до тех пор, пока пароходы, курсирующие по Волге, использовали их в качестве топлива.