Альбер Камю

«Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо»
Альбер Камю

4 января 1960 года ушел из жизни французский философ и писатель Альбер Камю. Одна из главных категорий в его творчестве – абсурд. Жизнь человека – это исследование абсурда и бунт против него с помощью мышления.

Любопытно, что сам Альбер Камю не считал себя философом, о чем неоднократно говорил. Тем не менее, он стал одним из классиков экзистенциализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Вот некоторые из них:

«Творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы. И все это «ни для чего»… Но может быть важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека»

«Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно»

«Всякий революционер кончает как палач или как еретик»

«Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу. Это чувство неуловимо в своей скорбной наготе, в тусклом свете своей атмосферы. Заслуживает внимания сама эта неуловимость. Судя по всему, другой человек всегда остается для пас непознанным, в нем всегда есть нечто не сводимое к нашему познанию, ускользающее от него»

«Свобода, «это страшное слово, начертанное на колеснице бурь», — вот принцип всех революций. Без нее справедливость представлялась бунтарям немыслимой. Однако приходит время, когда справедливость требует временного отказа от свободы. И тогда революция завершается большим или малым террором. Всякий бунт — это ностальгия по невинности и призыв к бытию. Но в один прекрасный день ностальгия вооружается и принимает на себя тотальную вину, то есть убийство и насилие. Так рабские бунты, революции цареубийственные и революции XX века осознанно принимали на себя все большую виновность, по мере того как возрастала тотальность предполагаемого ими освобождения»

«Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру — причем его мучают соблазны и той и другой жизни»

«Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении»

«Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда»

«Красота приводит нас в отчаяние, она — вечность, длящаяся мгновение, а мы хотели бы продлить её навсегда»

«Искусство балансирует между двумя пропастями — легкомыслием и пропагандой. На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг — приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем, заключается свобода искусства»

«Скука порождает сознание»

«Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо»

«Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только это добрая воля недостаточно просвещена»

«Неизбежно только одно: смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует — очень сильно и долго»

«Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов»

Комментарии
Комментарии