«Челюскин»

Путешествие Отто Шмидта по Северному морскому пути было триумфом воли над многочисленными каверзами природы.
«Челюскин»

Однако, мало кому известно, что на самом деле Шмидт поставил под угрозу жизни ста человек, а сама экспедиция за малым не обернулась ужасной трагедией.

Охота за Арктикой

Сегодня за ресурсы целого континента борется чуть ли ни весь мир. Сражение это началось почти век назад, ведь еще в начале 1915 года было понятно, что под арктическим шельфом скрыты огромные ресурсы нефти и газа. Курс на освоение Арктики Советский Союз принял в 1923 году и уже тогда столкнулся с государствами, также претендовавшими на эту территорию.

Железные аргументы

Стране требовались стальные аргументы, позволяющие раз и навсегда закрепить свои права за арктическим участком, входившим в сегмент Советского Союза. В первую очередь было решено устроить постоянную навигацию по Северному морскому пути, непростому участку сквозь моря Северного Ледовитого океана. СССР нужны были мощные ледоколы и еще нужнее люди, готовые рисковать жизнью на ледяных фронтирах родины.

Активист-полярник

И такие люди у страны были. Первая экспедиция ученого и полярника Отто Шмидта на ледоколе «Александр Сибиряков» сумела проложить путь из Белого в Баренцево моря. Правительство тут же организовало Главное управление Северного морского пути и назначило Шмидта его руководителем.

Началось планирование нового путешествия в Арктику, которое должно было закрепить статус СССР в качестве легитимного владельца территории.

Экспедиция «Челюскина»

По заказу СССР на датских стапелях был построен прекрасный с виду ледокол. Первый капитан Владимир Воронин «Челюскин» внимательно осмотрел и заявил, что судно к ледовому походу просто не приспособлено. Его корректные замечания учтены не были: Отто Шмидт предлагал Советам завоевать всю Арктику и это предложение нравилось всем.

Экспедиция стартовала 16 июля 1933 года и почти сразу же была вынуждена свернуть в Копенгаген на ремонт.

Первые проблемы

15 августа того же года «Челюскин» впервые встретился с паковым льдом, и встреча эта была неприятна. Вызволять пароход был вынужден ледокол «Красин», целые сутки пробивавший ему дорогу. Несмотря на это, Шмидт решил экспедицию продолжать.

Удачный дрейф

В Чукотском море «Челюскин» окончательно зажало льдами. Не имея никакой возможности высадки на остров Врангеля, как было запланировано ранее, пароход несколько недель дрейфовал вместе со льдами. По счастью, течение несло его как раз к Берингову проливу. 4 ноября Шмидт телеграфировал об успешном прохождении Северного морского пути: до чистой воды «Челюскину» оставалось несколько километров.

Пламенный мотор

Вместо сердца у Отто Шмидта стоял видимо тот самый пламенный мотор, который ранее воспевали большевики в песнях. Он с презрением отверг помощь стоявшего неподалеку ледокола «Литке», решив что и сам сможет выбраться на чистую воду. Капитан увел «Литке», но к ночи многострадальный «Челюскин» вновь начало сносить от чистой воды к бескрайней пустыне ледяных торосов.

Остаемся зимовать

Судну предстояла непростая зимовка. Однако, уже в первые недели капитан понял, что «Челюскину» не устоять перед давлением льдов. 13 февраля 1934 года льды и в самом деле раздавили левый борт ледокола: началась паническая эвакуация.

Катастрофа

По счастью, Шмидт оказался гораздо лучшим организатором, чем капитаном. Погиб лишь один человек, с борта успели выгрузить все, что требовалось для установки временного лагеря. Радист, легендарный Эрнст Кренкель, передал в Москву сообщение о катастрофе и началась спасительная операция.

Легендарное спасение

И тут СССР показал всему миру, на что готова пойти страна ради своих героев. Организованная спасательная экспедиция не имела аналогов в истории. На нескольких самолетах были вывезены все 104 человека, включая двух детей родившихся уже на борту «Челюскина». Трагедия внезапно обернулась триумфом, а Советский Союз поспешил объявить, что опытным путем подтвердил возможность прохождения сложнейшего Северного морского пути.

Источник: Don't Panic

Комментарии
Комментарии