Интернет в поезде, самолете и в космосе

Как в пути до Владивостока оставаться в сети, где еще россиянам будет доступен Интернет и почему на МКС он работает лучше, чем в общественном транспорте, разбирался Indicator.Ru.

Интернет на колесах

С 2017 года путешествовать из Москвы во Владивосток на поезде станет еще интереснее. СМИ сообщили о том, что примерно в половине поездов дальнего следования будут установлены точки беспроводного доступа в Интернет, другими словами, плацкарты и купе подключат к Wi-Fi. В планах РЖД подключить к Wi-Fi вокзалы страны в течение двух лет, а к 2020 году провести Интернет во все поезда дальнего следования.

Подключившись к Интернету в поезде, пользователь сначала попадет на специализированный сайт, подобный тому, который запущен для Wі-Fi в московском метро. На сайт будут загружены фильмы и музыка, там же пассажиры смогут онлайн заказать еду из вагона-ресторана или узнать интересные факты о маршруте следования.

Если пользователи захотят пролистать любимое цифровое издание или пообщаться с приятелями в соцсети, за Wi-Fi придется заплатить. Подключение к Интернету в поезде на сутки обойдется примерно в 100-200 рублей.

Сейчас воспользоваться беспроводным Интернетом в поезде могут пассажиры, путешествующие на «Сапсане» или других фирменных поездах. Впрочем, как отмечают пассажиры скоростных поездов, бесплатный Интернет в «Сапсанах» работает с сильными перебоями и далеко не на всем маршруте. Подключившись к сети, пользователи попадают на сайт РЖД с уже встроенным контентом, а вот за выход во всемирную сеть также приходится платить.

С проблемами подключения нередко сталкиваются и пассажиры, следующие в аэропорт на «Аэроэкспрессе», — с октября прошлого года на всех поездах была оборудована беспроводная сеть. Подключив поезда к Интернету, компания не забыла поднять цены на билеты.

Учитывая то, что примерное время следования «Аэроэкспресса» из любого аэропорта — чуть более 30 минут, вопрос о том, какая часть пассажиров будет им пользоваться, остается открытым (при условии, что мобильный Интернет сегодня есть практически у всех).

С недавнего времени Wi-Fi работает в тестовом режиме на остановках и в наземном транспорте, осенью 2016 года в течение трех месяцев единую сеть провели в пригородных электропоездах. Впрочем, воспользоваться беспроводным Интернетом в автобусе или электричке пока также проблематично: зачастую мобильное устройство «находит» сеть и даже подключается к ней, но Интернет при этом не работает.

К настоящему моменту практически без перебоев работает только Wi-Fi в московском метро. Несмотря на сетования пассажиров подземки на рекламу при подключении, сейчас без Интернета, кажется, уже невозможно представить ни одну поездку в метро. С этого года, по предварительным данным, к Wi-Fi в метро смогут подключаться жители Санкт-Петербурга.

Как это работает

В метро доступ к Интернету обеспечивается за счет радиоканала между базовыми станциями и плавниковыми антеннами в головных вагонах состава, принимающими сигнал и раздающими его по точкам доступа в остальных вагонах.

Поезд постоянно подключен к сети скоростью от 70 до 100 Мбит/с, тогда как оптический кабель, протянутый к базовым станциям, — около 10 Гбит/с. Это значит, что скорость подключения позволяет пользователям не только просматривать почту, но и, например, слушать музыку онлайн.

В наземном транспорте работа Wi-Fi в целом проще, чем в метрополитене. Для этого требуется маршрутизатор, который также получает сигналы с базовых станций сотового оператора. Проблемы с подключением к сети, по версии экспертов, могут быть связаны с недостаточной скоростью передачи сигнала.

На орбите

В отличие от автобусов, проблем с Интернетом на Международной космической станции (раздается он там с 2010 года) меньше. Впрочем, обычным россиянам он, естественно, недоступен, им могут пользоваться только наши космонавты.

Они могут выходить во Всемирную паутину, но не напрямую: на станции имеется доступ во внутреннюю служебную сеть NASA и подключение к веб-страницам происходит благодаря программе удаленного доступа. Скорость передачи информации составляет до 3 Мбит/с, а на Землю данные передаются со скоростью от 50 до 300 Мбит/с. Впрочем, рубеж в 300 Мбит/с достигается редко. Но работает все равно лучше, чем в общественном транспорте.

На космической станции есть сервер локальной сети, к которому подключены компьютеры, сервер соединяется с оборудованием связи Ku-диапазона (диапазона частот сантиметровых длин волн, используемых в спутниковом телевидении, который, по определению IEEE, простирается от 12 до 18 ГГц электромагнитного спектра).

Антенна посылает сигнал спутнику группы TDRS, который находится примерно в 35 тысячах километров от МКС, и только потом сигнал отправляется на Землю, в штат Нью-Мексико. После этого по каналу данные поступают в Центр управления полетами. Уже там происходит непосредственное подключение к странице, после чего данные повторяют тот же путь в обратном направлении.

Закинуть сети в небо

Коротать время в аэропорте в случае задержки рейса из России в более теплые страны будет не так скучно: в ближайшее время в международных аэропортах России появится единый Wi-Fi.

В это время крупные иностранные авиакомпании, например Lufthansa Austrian Airlines, подключают к Интернету лайнеры Airbus. Путешественники, отправляющиеся на короткие и средние расстояния (как правило, перелеты между странами Европы), смогут воспользоваться Wi-Fi. Те пассажиры, которые полетят в период тестирования Интернета, подключатся к сети бесплатно.

Плата за пользование Интернетом в будущем составит 3, 7 или 12 евро (приблизительно 190, 450 и 760 рублей по нынешнему курсу соответсвенно) в зависимости от пакета услуг. Теперь скачивать фильмы заранее не придется, поскольку компании обещают, что Интернет будет настолько быстрым, что пассажиры смогут смотреть видео онлайн.

Почти 15 лет назад Luftgansa стала первой компанией, обеспечившей путешественников Wi-Fi. В ближайшее время сделать беспроводной Интернет доступным над землей планирует и компания Eurowings. Специалистов по техническим наукам Wi-Fi в самолете, не говоря уже об автобусе, давно не удивляет: чтобы пассажиры воздушного судна могли зайти в Интернет, должна быть налажена связь между ним и наземными станциями либо спутниками.

Как это работает

Механизм работы Wi-Fi в самолете усложняется тем, что для организации подключения к Интернету используются подходы, отличные от способов подключения на Земле. Один из методов носит название ATG (Air-to-Ground, что переводится как «Воздух — Земля»).

Для этого на земной поверхности строят базовые станции с антеннами, направленными вверх. Самолет улавливает сигнал и благодаря этому обеспечивается непрерывное подключение. По сути, система является аналогичной инфраструктуре сотовых сетей, но базовые станции устанавливаются с меньшей частотой.

Кроме того, пилоты летают по проложенным воздушным трассам, поэтому нет необходимости застраивать станциями всю территорию, достаточно лишь обеспечить сигнал на маршрутах. В США, например, развернута сеть Aircell, которая состоит из 160 базовых станций CDMA2000.

С другой стороны, при трансокеанских перелетах по понятным причинам наземные станции не могут обеспечить работу Wi-Fi на протяжении всего полета, и тогда пальма первенства переходит спутниковой связи. Ее функционирование обеспечивается за счет спутников-ретрансляторов на геостационарной орбите.

Эти спутники связаны как с Землей, так и с самолетами. В отличие от базовых станций, покрывающих около ста квадратных километров, один спутник охватывает несколько сотен тысяч квадратных километров.

Скорость Интернета на борту самолета достигает примерно 50 Мбит/с для Ku-диапазона и, с учетом количества пассажиров, разгуляться не дает: в современных лайнерах Интернет позволяет просматривать только «легкие» (то есть не содержащие большого объема информации) веб-страницы и переписываться в мессенджерах.