Как воспитывали детей с эпохи Возрождения до XX века

На каждом этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно следует растить детей.
Как воспитывали детей с эпохи Возрождения до XX века

На каждом этапе развития человечества существовал свой комплекс представлений о том, как правильно следует растить детей. «Апрель» решил разобраться в гендерных принципах воспитания подрастающего поколения, которых придерживались наши предки.

Ранее и Высокое Возрождение против «палочной» дисциплины

С наступлением эпохи Возрождения отношение к воспитанию детей, как, впрочем, и к человеку в целом, изменилось самым радикальным образом. Целью воспитания стало создание гармоничной, всесторонне развитой личности, которая оправдывает статус «венца творения» – существа, созданного по образу и подобию Господа. Разумеется, для достижения новой цели старые методы не годились.

Видные ученые и философы эпохи Возрождения всерьез озадачились тем, как следует растить детей, и стали, каждый на свой лад, искать компромисс между христианской и античной воспитательными традициями.

Одним из первых против «палочной» дисциплины и других прелестей средневековой школы выступил Эразм Роттердамский.

Он опубликовал несколько теоретических работ («О приличии детских нравов», «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения»), в которых сформулировал революционные для своего времени идеи об уникальности и ценности внутреннего мира каждого ребенка, а также о недопустимости насилия, как физического, так и психологического по отношению к маленькому человеку.

Томас Мор в своем знаменитом труде «Утопия» создал модель идеального государства, одной из важных составляющих которой была новая методика воспитания детей, направленная на развитие врожденных талантов ребенка посредством игр и активной созидательной деятельности.

Философ предложил преподавать все предметы исключительно на родном языке (латынь полагалось изучать, но лишь как второй язык), а также использовать в процессе обучения наглядные пособия.

Мор считал, что образование, равно как и другие общественные блага, должно быть доступно всем и каждому – независимо от социального статуса и пола учащегося. Согласно его концепции воспитания, не следует делать различий между образованием мальчиков и девочек – для тех и для других в приоритете должно быть изучение естественных наук и физическая активность.

Надо сказать, что принципы новой педагогики, подразумевающей, в том числе, гендерное равенство, поддерживала большая часть просвещенных умов того времени (Кампанелла, Бруни, Вивес). Впрочем, до широких народных масс идеи гуманистов так и не дошли.

Лишь немногие дети из бедных семей умели читать и писать, причем, согласно веками складывавшейся традиции, грамоте обучали в основном мальчиков. Девочки, как правило, «изучали» лишь, искусство ведения домашнего хозяйства.

Педагогика позднего Возрождения

Несмотря на реакционное влияние Церкви на все сферы человеческой жизни, к XVII столетию общество, наконец, начало осознавать недостатки религиозного воспитания.

В условиях нарастающего темпа технического прогресса, предшествующего массовой индустриализации европейских держав, стало очевидно, что вчерашним выпускникам приходских школ остро не хватает не только естественнонаучных знаний, но и способности к критическому мышлению, умения самостоятельно работать с информацией.

Однако, прежде чем обрушить на головы ни в чем не повинных детей весь массив недостающих знаний и навыков, необходимо было выстроить внятную образовательную систему, удовлетворяющую потребностям нового времени.

Именно этим и занялся чешский ученый, философ-гуманист Ян Амос Коменский. Он сформулировал базовые принципы современной педагогики и разработал классно-урочную систему школьного образования, предполагающую группировку учащихся по возрасту, разделив среднее образование на младшую, среднюю и старшую школы.

Коменский также ввел понятия школьного года и учебного плана. Кроме того, он стал автором первого в мире учебника, в котором иллюстрации использовались как обучающее средство – «Мир чувственных вещей в картинках».

Подобно своим предшественникам ученый ратовал за общедоступность школьного образования и право девочек учиться в общественных школах наравне с мальчиками.

Однако фактически большая часть юных аристократок того времени находилась на домашнем обучении – родители «выписывали» для своих дочерей преподавателей по тем дисциплинам, изучение которых сами считали необходимым.

Нередко, впрочем, среди списка преподаваемых девочкам предметов значились точные и естественные науки – математика, астрономия и др. Если финансовое положение семьи не позволяло нанять дочери учителя, трагедии из этого не делали. До массового распространения женского образования было еще далеко.

Женское образование в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения, как прямо следует из её названия, вошла в историю как время, когда вопросы образования вышли на первый план философской и критической мысли.

Естественным шагом в дальнейшем развитии молодой отрасли научных знаний, педагогики, стали попытки закрепить успех предыдущей эпохи и перейти, наконец, от теории к практике – в том числе, и в вопросе женского образования.

Самое значимое событие в этой сфере произошло на излете XVII столетия. В 1684 году во Франции в посёлке Сен-Сир с подачи мадам де Ментенон, супруги Людовика XIV, была открыта первая в Европе светская школа для девочек – Королевский дом Святого Людовика.

По замыслу создательницы, в учреждении должны были обучаться сироты благородного происхождения, а также дочери обнищавших дворян, которые не могут позволить себе дать девочке достойное домашнее образование.

В школе обучалось 250 барышень в возрасте от 7 до 20 лет. Воспитанниц, в зависимости от возраста, распределяли в один из 4 классов, различавшихся по цвету носимых девочками лент – красный (7-10 лет), «зеленый» (11-14 лет), желтый (15-16 лет), голубой (17-20 лет).

Программа Королевского дома была разнообразнее и шире, чем в монастырских школах. Студентки изучали точные и естественные науки, светское искусство. Знаменитый французский драматург Жан Расин даже написал пару пьес («Аталия» и «Эсфирь») специально для школьного театра.

Учебное заведение просуществовало целое столетие, и было упразднено только в 1792 году (после Великой французской революции) вместе с другими «пережитками» Старого порядка.

Увы, Королевский дом не стал законодателем новой педагогической моды. Вплоть до начала XIX века монополия на женское образование находилась в руках Церкви.

Прагматизм XIX века

Последний и наиболее эффективный из известных сегодня периодов реформаторской активности в сфере образования пришелся на XIX – начало XX столетия.

Начиная с первых десятилетий XIX века в Англии, Франции и Германии стали появляться школы для бедняков, в том числе и для девочек.

Помимо правописания и арифметики дети знакомились с основами профессиональной деятельности – школьниц постарше обучали навыкам, необходимым для работы, скажем, горничной. На появившихся в тот же период женских курсах при мануфактурах девушек подросткового возраста учили обращаться с ткацкими станками и другими машинами.

С середины XIX века благодаря усилиям первых активисток женского движения программа начальных и средних школ для девочек была полностью реорганизована. Теперь воспитанницы учебных заведений изучали те же предметы, что и мальчики. Правда, оставался небольшой процент гендерно-ориентированных дисциплин, таких как рукоделие.

Следующий шаг на пути уравнивания школьного образования произошел уже в XX веке – в начале столетия в США появились первые школы смешанного типа, где мальчики и девочки учились вместе.

Параллельно с решением вопроса о гендерном и социальном равноправии, педагоги конца XIX – начала XX веков стремились избавиться, подобно великим гуманистам прошлого, от сухого академизма среднего образования.

Большое влияние на развитие педагогической мысли оказала философия прагматизма, сформировавшаяся в США в последние десятилетия XIX века.

С точки зрения представителей этого направления Чарльза Пирса, Джона Дьюи, Уильяма Джемса весь учебный процесс должен строиться вокруг интересов и потребностей ребенка, а важнейшей функцией школы является помощь в самореализации воспитанника и его адаптации к взрослой жизни.

Согласно взглядам прагматиков, практический опыт, полученный в ходе обучения, имеет гораздо большее значение для воспитания личности, нежели обширная теоретическая база знаний. Образование должно стать активным процессом, стимулирующим у ребенка интерес к окружающему миру, считали они.

Пока одни теоретики образования стремились добиться максимального сближения школы и жизни, другие углубились в изучение детской психики – основных механизмов восприятия, запоминания и последующей обработки информации.

Адепты экспериментальной педагогики (Альфред Бине, Вильгельм Август Лай, Эрнст Мейман, Эдуард Ли Торндайк и Гренвилл Стенли Холл), как подсказывает название, стремились посредством научного эксперимента вывести универсальные механизмы воспитания детей.

Свобода ХХ века

В начале XX века, усилиями таких ученых как Эллен Кей и Мария Монтессори, появилась теория свободного воспитания, на которую во много опирается современная педагогика.

Согласно взглядам Кей и Монтессори, из образовательного процесса должна быть исключена система поощрений и наказаний, а также соревновательный элемент – каждый ребенок имеет право учиться в подходящем ему темпе.

Приверженцы этой теории ратовали за предоставление каждому ребенку «наибольшую возможность развития и счастья». Малыш имеет право самостоятельно выбирать материал для изучения и форму взаимодействия с ним. А залогом формирования полноценной личности является предельная свобода ребенка.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии