«Катти Сарк»: история морской ведьмы

О беспощадных «чайных гонках», отважных капитанах и привередливых аристократах — рассказываем об удивительной судьбе знаменитого парусника.
«Катти Сарк»: история морской ведьмы

О беспощадных «чайных гонках», отважных капитанах и привередливых аристократах, а также о том, почему далеко не все обрадовались открытию Суэцкого канала, — в новом выпуске «Факультатива по истории», который на этот раз посвящен удивительной судьбе знаменитого парусника.

Когда в следующий раз вы будете куда-нибудь сильно опаздывать, вспомните о Джоне Уиллисе. Он был капитаном парусных судов, арматором и бравым морским волком родом из Шотландии. Во всех портах его знали под кличкой Белый Цилиндр — ну, потому что он вечно носил белоснежный цилиндр на голове.

Джон Уиллис жил в те времена, когда серьезные мужчины зарабатывали большие деньги, гоняясь друг с другом из Китая в Лондон. Гонялись они не просто так — они чай людям возили. Это была эпоха чайных клиперов — быстроходных парусников, управляемых безбашенными капитанами, готовыми на все лишь бы первыми обогнуть Африку и как можно дороже продать новый урожай чая.

Когда Джон Уиллис решил включиться в гонку, он пошел к ребятам из «Скотт и Линтон» (судостроительная компания) и сказал, что ему нужен не много не мало самый быстрый корабль. «Скотт и Линтон» после этого заказа разорились, но корабль построили. У новенького клипера было 36 парусов. Если вы совсем ничего не смыслите в кораблях, просто поверьте, что это много. Нос украшала фигура ведьмы в короткой рубашке, держащая в руке пучок волос. Хотя «украшала» тут не совсем верное слово, потому что она вообще-то не очень симпатичной была.

Так или иначе, Уиллис назвал клипер Катти Сарк (в переводе со скотс — «короткая рубашка»). Некоторые говорят, что это в честь героини поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» молодой симпатичной ведьмы, кто-то считает, что Уиллиса вдохновила картина, изображающая летящую ведьму в короткой ночной рубашке. В любом случае, для романтиков имя прекрасное, а для суеверных моряков — так себе.

Причем тут опоздания — спросите вы. Вот причем. Буквально за неделю до того, как Катти Сарк спустили на воду, был торжественно открыт Суэцкий канал. Дорога из Европы в Китай стала короче на четыре тысячи миль. Парусник по каналу не пройдет, зато пароход… Ну, вы поняли.

То есть, Уиллис сразу получил совершенно устаревший корабль, он, конечно, быстрый был, но не конкурентоспособный вообще. Но за чаем он гонялся все равно, потому что английские аристократы, видите ли, чай с пароходов не пьют — он там от дыма портится, им подавай, как раньше, с парусников. При этом ни одной гонки корабль так и не выиграл. Уиллис не учел одну маленькую деталь: мало построить хороший корабль, надо еще найти хорошего капитана. А с капитанами Катти Сарк не очень везло.

Раз, когда у него был реальный шанс «сделать» своих главных соперников, клипер «Фермопилы», он потерял в шторме руль и восемь суток стоял на якоре в открытом море, пока на корабле срочно мастерили новый. Тот факт, что экипаж не сдался, не сошел с дистанции на ремонт и после всех невеселых приключений пришел всего на неделю позже «Фермопил», навсегда вписал Катти Сарк в историю мореходства.

Сменив несколько капитанов, Катти Сарк наконец нашел того, кто смог выжать из клипера максимальную скорость.

Звали его Ричард Вудгет, вот он-то показал всем, на что способен кораблик. Когда в особо сильный ветер все нормальные капитаны убирали паруса, чтобы не сорвало мачту, Вудгет, прямо как в «Хозяине морей», отдавал приказ ставить дополнительные и свои носовые платки в придачу.

Матросы реально растягивали одеяла, парусину какую-то и все, что можно было растянуть. Выяснилось, что из Австралии в Англию можно идти не 90 суток, а 77. Вот только Катти Сарк тогда был уже не чайный клипер, а «шерстяной» — аристократы смирились с дымком. Спустя 10 счастливых лет Катти Сарк продали португальцам, потом он участвовал в Первой мировой, а потом попал в руки некого мистера Доумена.

Мистер Доумен давно любил ведьмочку и был счастлив выкупить клипер и отремонтировать его на свои деньги. Разделила ли радость мистера Доумена его жена, неизвестно.

Сейчас Катти Сарк стоит в сухом доке в Гринвиче. После сильнейшего пожара в 2007-м он практически отстроен заново и представляет собой музей. Однако это не значит, что Катти Сарк больше не выйдет в море.

Очень вероятно, что в ближайшем будущем точная копия известного клипера будет бесстрашно покорять моря и океаны — причем, уже с русским капитаном во главе.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии