Кшатрии: варна пассионариев

Варна кшатриев – это сословие истинных воинов в индии. В идеале они – смелые и благородные защитники нуждающихся и творцы государства.
Кшатрии: варна пассионариев

Варна кшатриев – это сословие истинных воинов в индии. В идеале они – смелые и благородные защитники нуждающихся и творцы государства. По роду занятий и представлениям об идеальном воине они больше всего напоминают нам служивых дворян или средневековых рыцарей. Какие же они, истинные индийские воины?

Возникновение варн

Сначала необходимо разобраться в том, что такое касты и варны. Слово каста знакомо многим и многие же более-менее хорошо могут объяснить его значение: то же, что и сословие в Европе, только в Индии. Однако далеко не все знают, что правильнее — «варна», а не «каста». Варн в Индии 4, а вот каст тысячи и большинство входит в состав определённых варн. Возникновение варн в индийском обществе тесно связано с приходом в долину реки Ганг индоарийских племён около 1500 года до н. э. В ходе завоевания индоарии подчинили себе туземное население, которых они называли дасью.

Завоеватели стояли на более высоком уровне развития: им были известны железо и медь, золото и серебро. К тому же у индоариев уже зарождалось деление общества на сословия. Дасью в систему варн, к слову, так и не попали, став «неприкасаемыми». Их положение как было наихудшим, так и остаётся таковым и поныне. Уборка мусора и трупов, работа с кожей и глиной — типичные занятия для каст неприкасаемых. Они жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах.

Остальное общество древней Индии составляли: жрецы — брахманы; воины — кшатрии; вайшьи, занимавшиеся ремёслами и земледелием, торговлей и ростовщичеством; шудры, низшая варна, касты которой занимаются в основном земледелием. Любопытно, но чем ниже по рангу была каста, тем менее обременительной была дхарма — совокупность норм и правил, соблюдение которых способствовало становлению космической гармонии.

Так, например, женщины из каст шудр вполне могли повторно выйти замуж после смерти мужа, что было строго запрещено для брахманов или кшатрий.

Настоящие пассионарии

Конечно, традиционно считается, что кшатрии стоят ниже брахманов. Ведь последние — жрецы, служители богов. Но воины подчиняются жрецам только в духовном плане. Все же земные дела в их руках. Кшатрии — варна управленцев, помещиков и царей. Отсюда и главные функции воинов — защита государства и народа, осуществление судейских и административных функций. Кшатрии стали основой общества древней Индии. Но это далеко не уникальное явление.

Например, в Европе власть Папы, короновавшего монархов, также постепенно сошла на нет. К тому же, практически вся аристократия, что на Руси, что в Европе — выходцы из военных фамилий. Индия, в культурном плане, ближе, чем мы думаем.

То, что Лев Гумилёв назвал пассионарностью, отлично описывает характер кшатриев. Здоровое честолюбие, правдивость, благочестие и благонравие, хороший и развитый ум, хорошее обращение с оружием, сила и выносливость — всё это качества настоящего воина. Суть кшатрия, воина — волевой предельно напряженный импульс, выброс энергии вовне. Не случайно индусы называют символической целью жизни кшатрия — «каму», «желание». Это очень мужской, захватнический принцип жизни, выраженный в стремлении максимально расширить пределы своего начала.

«Желание» — высшая тайна воина, яркий огонь его воли, стремление излить вовне переизбыток своей внутренней, хлещущей через край жизненной силы. Кшатриям присуща любовь к риску, к немедленным действиям, к политике, в которой они находит выражение всего этого. Плоды их желаний должны быть осязаемы, материальны.

Кшатриям прощались гнев, жестокость и прочие проявления страсти. Это часть их природы и следствие образа жизни. Но, несмотря на присущую несдержанность, кшатрий-правитель всегда располагает в своём царстве всё так, как оно того заслуживает. Каждому человеку отводится своё место в системе. Созидательность кшатрия воплощается как в высшей форме — в творении Государства, упорядочивающей системы, приводящей хаотический разнобой частных интересов и стремлений к единому гармоничному целому, воплощающему строй и порядок, свойственный высшим сферам, на этой несовершенной земле.

Касты сегодня

Представления о роли воинов жизни страны в частности и о кастовом делении общества в целом довольно прочно укоренены в жизнь Индии и сегодня. В любом случае, архетипичные представления о благородных кшатриях — это лишь мечты, в реальности всё иначе.

Так было в прошлом, да и сейчас мы видим, что деление общества на варны не помогает поддерживать в Индии гармонию. Равноправие каст было закреплено юридически только лишь в XX веке, хотя и поныне разница в уровне жизни между варнами и неприкасаемыми огромна. Известен случай, произошедший в 2008 году, когда член касты далитов, одной из вневарновых каст, относящихся к неприкасаемым, женился на девушке-кшатрии. Жениха охраняли 500 сотрудников полиции, но членам благородных сословий всё же удалось выгнать семью из города. Хорошо, что ушли живыми.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии