Морские хищники: прошлое, настоящее и будущее российских авианосцев

100 лет назад в составе российской армии были два гидронесущих судна.
Морские хищники: прошлое, настоящее и будущее российских авианосцев

Концепция тяжелых авианесущих крейсеров была для военной политики СССР не интересна. Страна Советов не рассматривала авианосцы той силой, что сможет обеспечить доминирующее положение на значительной территории. Вместо них была запущена программа по созданию гибридов крейсера и авианосца, ТАВКР. Погоня за двумя зайцами принесла проекту массу проблем, главной из которых было формирование по сути инновационной авиапрограммы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.

В конечном итоге Российская Федерация вошла в новое тысячелетие с одним единственным авианесущим крейсером — при том, что еще сто лет назад в составе российской армии были целых два гидронесущих судна, которых можно считать прародителями современного авианосца.

Русь

Класс судна: Аэростатоносец

Аэростатоносец «Русь» был построен еще в 1887 году, а в 1904 прошел серьезную модернизацию и вошел в состав эскадры. Этот корабль стал первым в совершенно новом классе крейсеров-аэростатоносцев, которые впоследствии эволюционировали в современные авианосцы. На борту судна размещались 4 боевых и 4 сигнальных аэростата, небольшой сферический воздушный шар использовался для навигации и разведки.

Орлица

Класс судна: гидроавиатранспорт

Пассажирский теплоход «Вологда» построили на английской верфи по заказу русской пароходной компании. Более двенадцати лет переименованное в «Императрицу Александру» судно исправно ходило по маршруту между Санкт-Петербургом и Лондоном, а в 1915 году Морское ведомство постановило переоборудовать подходящий по водоизмещению корабль в авиаматку. Теперь гордая «Орлица» несла на палубе не праздных пассажиров, а 4 гидросамолета М-9, небольшую пушку и пару пулеметов. Корабль хорошо показал себя в сражениях за Рижский залив (1915 год). В кампании в 1916 году также участвовала «Орлица», после чего судно ушло на бессрочный ремонт в доки.

Император Николай I

Класс судна: гидроавиатранспорт

В начале 1915 года «Император Николай I» вошел в состав Черноморского флота в качестве авианесущего транспорта. 8 пушек, 2 пулемета и 7 палубных гидросамолетов делали судно грозным противником. «Император Николай I» успел повоевать у побережья Турции, Румынии и Болгарии, затем попал в руки германской армии, откуда перешел под командование французского правительства.

Адмирал Горшков

Класс судна: авианесущий крейсер

У этого крейсера было много имен: «Харьков», «Баку», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», а теперь он ходит под совсем уж чуждым русскому уху наименованием «Викрамадитья». С 1987 года крейсер входил в состав Северного флота ВМФ России, но ни разу не участвовал ни в каких боестолкновениях. В 2004 году авианосец продали Индии, где он подвергся глобальной перестройке и вошел в состав ВМС страны.

Новороссийск

Класс судна: авианесущий крейсер

Этот крейсер предназначался для точечного уничтожения подводных лодок противника и ракетных атак надводных судов в составе группы. Проект «Новороссийска» значительно отличался от предыдущих, принятых на рассмотрение ВМФ СССР: планировалось увеличить численность авиагруппы, снизить торпедную нагрузку. Кроме того, судно могло принимать на борт тяжелые транспортные вертолеты и размещать десантные группы. В 1993 году корабль сильно пострадал от пожара в ремонтном доке и был выведен из состава флота. Годом спустя южнокорейская компания приобрела крейсер за 4,314 миллиона долларов и разобрала на металлолом.

Варяг

Класс судна: авианесущий крейсер

«Варяг» должен был стать главным тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) в составе ВМФ России. Однако при разделе Черноморского флота еще не достроенное судно досталось Украине, также законсервировавшей строительство на стадии в 67%. В таком состоянии несчастный «Варяг» и был продан китайской компании — якобы для организации плавучего центра развлечений и казино. Естественно, никакого казино бедные китайские пролетарии так и не увидели: в 2011 году авианосец «Ши Лан» внезапно вышел на испытания в Желтом море, после чего был зачислен в состав ВМФ КНР.

Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов

Класс судна: тяжелый авианесущий крейсер

На сегодняшний день это единственный корабль класса ТАВКР в составе ВМФ РФ. «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для атаки крупных надводных целей и защиты своей группы от нападения противника. 15 октября 2016 года крейсер в составе корабельной группы вышел в первый боевой поход к берегам Сирии. Если «Адмирал Кузнецов» будет участвовать в реальной ударной операции, то ВС РФ получат уникальный боевой опыт, имеющийся у очень немногих стран мира.

Источник: Don't Panic

Комментарии
Комментарии