«Мулен Руж»: от открытия до наших дней

6 октября 1889 года в разгар Всемирной выставки в Париже французская столица обзавелась одной из главных своих достопримечательностей – легендарным кабаре «Мулен Руж».
«Мулен Руж»:  от открытия до наших дней

6 октября 1889 года в разгар Всемирной выставки в Париже французская столица обзавелась одной из главных своих достопримечательностей – легендарным кабаре «Мулен Руж». Вспоминаем путь, который проделала самая знаменитая «мельница» мира с конца XIX века до наших дней.

Сafe-cabaret

Эпоха кабаре (от фр. cabaret – кабачок) началась в 1881 году, когда на холме Монмартр открылось заведение под названием «Черный кот». Рудольф Салис, владелец местечка, решил объединить приятное с очень приятным: к традиционной выпивке каждый вечер в «Коте» «подавали» увлекательную шоу-программу.

На сцене заведения попеременно выступали поэты, актеры и певцы – те самые шансонье, которым с 50-х годов XIX века строго-настрого запретили демонстрировать свое искусство на улицах французской столицы. Такой формат развлечения пришелся по вкусу тогдашним обитателям Монмартра. В скором времени завсегдатаями «Кота» стала вся местная богема, загнанная на холм высокими ценами на недвижимость в центре Парижа.

Почти одновременно с «Черным котом» во французской столице появилось еще несколько знаменитых кабаре. Примечательно, что некоторые из этих заведений существовали и раньше, однако называть себя «кабачками» они начали только на излете XIX столетия.

Главным конкурентом «Кота» в то время был «Элизе-Монмартр» – музыкальный салон, открывшийся на бульваре Решуар еще в 1807 году. Несколько десятилетий спустя, к началу 1880-х годов «Элизе-Монмартр» стал излюбленным местом всех парижских гуляк.

Красная мельница

В 1889 году география увеселительных заведений Монмартра расширилась. Вдали от «Элизе-Монмартр» и других клубов холма вырос еще один «кабачок» – Moulin Rouge (Красная мельница). Здание нового кабаре действительно венчала деревянная мельница с крыльями красного цвета.

Такой экстравагантный дизайн и название к нему, конечно, возникли не на пустом месте. Мельниц (настоящих, функционирующих) на Монмартре было всегда предостаточно. Правда, мололи на них вовсе не пшеницу.

Много веков подряд холм был промышленным пригородом Парижа. Здесь располагались известковые каменоломни, и мельницы служили для помола гипса. Когда же на холме появились первые виноградники, часть сооружений стала использоваться с тем, чтобы дробить ягоды.

Что касается фирменного цвета кабаре – вероятно, владельцы (Жозеф Оллер и Шарль Зидлер) хотели прозрачно намекнуть на квартал красных фонарей, находящийся по соседству.

Впрочем, есть и другая, более кровавая версия: якобы в далеком 1814 году на Монмартре была совершена жестокая расправа над одним из местных мельников – господином Дебреи. Дебреи до последнего отказывался подчиниться русским войскам, вошедшим в Париж, за что и поплатился. Солдаты распяли его прямо на крыльях собственной мельницы.

Канкан и стриптиз

«Красная мельница» быстро превзошла по популярности другие увеселительные заведения Монмартра. Сюда захаживали не только местные художники, но и средний класс и даже аристократия.

Публику привлекал эффектный дизайн заведения: буйство красок и обильная иллюминация придавали европейскому интерьеру пряные восточные нотки. Но больше всего аудитория ценила в «Мулен Руж», конечно, шоу.

Гвоздем концертной программы «Мельницы» был канкан. Этот динамичный танец, гибрид кадрили и галопа, появился еще в 1820-е годы в рабочих кварталах Парижа. Непристойный, вульгарный – какими только эпитетами его не награждали.

Дурная слава не помешала канкану выбраться за пределы вечеринок бедняков и к концу XIX столетия прочно обосноваться в столичных кабаре. Кстати, именно в 1880 – 1890-е годы рисунок танца разнообразили трюки с юбками, позволяющие публике как следует разглядеть чулки и подвязки на бедрах танцовщиц.

Надо сказать, что привычное нам исполнение канкана – кордебалет из пляшущих девиц, появился только в 20-е годы XX века. В эпоху, запечатленную на картинах Тулуз-Лотрека, канкан был сольным номером. Каждую из девушек, танцующих на сцене «Мулен Руж», публика знала по имени, вернее, по прозвищу.

Первой звездой кабаре стала Луиза Вебер, выступавшая под псевдонимом Ла Гулю («обжора»).

Танцовщица Ла Гулю – фото и портрет Анри Тулуз-Лотрека

Девушка любила подсесть за столик к кому-нибудь из посетителей и под шумок опустошить его тарелку. В 90-е годы XIX века вместе с Вебер на сцене кабаре блистала Жанна Авриль – она же Жанна Взрывная. От её канкана сотрясались стены красной мельницы.

Кстати, «Мулен Руж» внес посильную лепту в становление еще одного крайне популярного сегодня танца. Как гласит легенда, именно в этом кабаре был исполнен первый в истории стриптиз.

В 1893 году во время шумной студенческой вечеринки одна из девушек решила продемонстрировать публике все свои достоинства и скинула с себя одежду. Хулиганку, конечно, арестовали, выписали штраф. Но зрителям идея понравилась.

Неизвестно, сколько бы еще продолжалось эти танцы и беззаботное веселье под красными крыльями мельницы, не случись во втором десятилетии XX века Первой мировой войны. В 1915 году кабаре погибло в пожаре.

Новое время

В 1921 году «Мулен Руж» пережил второе рождение. Новое время диктовало новые правила игры: кабаре распрощалось с фривольным духом рубежа веков и превратилось в респектабельную концертную площадку. С середины 30-х годов в «Красной мельнице» можно было услышать голоса Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье и Жозефин Беккер. Позже ряды знаменитостей, дававших концерты на сцене кабаре, пополнили Фрэнк Синатра, Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Элтон Джон.

Зажигательные танцы, впрочем, тоже никуда не исчезли. В 20-е годы XX века появился классический «френч-канкан». Хореограф Пьер Сандрини поставил девушек в ряд и разрешил им не сдерживать эмоций: женский смех и визг стали прекрасным дополнением к этому дерзкому танцу.

Параллельно с развитием шоу-программы кабаре наращивало площади. В 1959 году в заведении появилась кухня. Теперь посетители «Мулен Руж» могли наслаждаться спектаклем за ужином.

Шестидесятые годы XX века стали эпохой реформ для «Мельницы». Новый глава заведения Жаки Клерико расширил главный зал кабаре и построил огромный аквариум, в котором вместо рыб плавали обнаженные танцовщицы. Иногда компанию девушкам составляли различные виды земноводных, заставляя сердца зрителей сжиматься от страха.

Закономерно, что появившаяся в те годы новая концертная программа Frou-Frou («Шелест») имела оглушительный успех у публики.

С тех пор, чтобы не спугнуть удачу, название каждого нового шоу «Мулен Руж» начинается с буквы F: Frisson («Дрожь»), Fascination («Очарование»), Fantastic («Фантастика»), Festival (Фестиваль), Follement («Безумие»), Frenesie («Неистовство»), Femmes, Femmes, Femmes («Женщины, женщины, женщины»), «Formidable» («Великолепный»).

Сегодня на сцене кабаре можно увидеть программу Feerie («Феерия»), которая идет в «Мулен Руж», начиная с 1999 года. Но и в этой постановке, не смотря на все нововведения, главным элементом остается старый-добрый канкан.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии