Опасные игрушки для взрослых мальчиков: самый маленький самолет

Сегодня TravelAsk расскажет о самых маленьких самолетах в мире.

История о том, как изобретатели мерялись размерами

На самом деле самые маленькие самолеты — это гонка между двумя инженерами: Робертом Старром и Рэем Ститсом. И, как положено любой гонке, с рисками, авантюрами, ссорами, авариями и травмами.

Конечно, построить самый маленький самолет хотели многие. Одним из первых попавших в Книгу рекордов Гиннесса был минилайнер Рэя Ститса Sky Baby.

Инженер спроектировал самолет в 1950-х годах. Это был биплан (то есть модель с двумя крыльями, расположенными друг над другом), длина которого была всего лишь… 3 метра! Размах крыльев тоже мог удивить своими габаритами: всего лишь 2,18 метра. Весил Sky Baby всего лишь 205 килограммов, а его взлетный вес был около 300 кг. Скорость этого малыша, оснащенного двигателем в 65 л.с., могла достигать 290 км/ч, а посадочная скорость составляла около 96 км/ч.

Самолет Ститс собрал у себя дома. Для его испытаний конструктор пригласил опытнейшего летчика Роберта Старра.

В кабине минилайнера было тесно и не особо комфортно хотя бы по той причине, что движок самолета практически упирался в колени пилота, а педаль, вдавленная максимально, почти упиралась в капот, на котором в нескольких сантиметрах крутился винт. Но, к слову сказать, скоростные характеристики у Sky Baby были хорошими, Старр его даже сравнивал с «Мустангом».

Первый полет состоялся в апреле 1952 года на авиашоу в Детройте, и после этого Старр и Ститс объехали все Штаты с показательными полетами. Ну а позже Sky Baby нашел приют в Национальном авиакосмическом музее и официально стал самым маленьким самолетом в мире. До поры до времени.

Sky Baby — это всего лишь предыстория, которая свела двух талантливых инженеров и… рассорила, спровоцировав целое соревнование между изобретателями.

Bumble Bee Старра

В конце 1970-х годов Старр решил утереть Ститсу нос (поговаривают, что он обиделся из-за того, что Рэй пожинал плоды успеха, отодвинув Роберта в сторону) и собрать самолет, который был бы меньше Sky Baby. И вот Bumble Bee был представлен публике: в длину он был меньше (2,9 метра), а размах крыльев составлял 2 метра. При первом полете самолет развил скорость до 290 км/ч, а его посадка была совершена при 130 км/ч. Старр на микролайнер потратил около 6 500 долларов, это было значительно больше, чем стоимость обычного «ультралайта».

Первым полетом все и закончилось: Bumble Bee благополучно вернулся сначала в ангар, а потом обрел пристанище в музее города Тусон (штат Аризона). Ну и, конечно же, попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Baby Bird Ститса

Однако Ститс, узнав, что Старр решил его переплюнуть, поддался на провокацию и захотел вернуть своему имени первенство. Правда, уже не Рэй, а его сын — Дональд. Новый самолет он начал строить еще в 1980 году у себя в гараже, помогала ему в этом вся семья, в том числе жена и дети. В основе самолета Baby Bird лежал моноплан (с одним крылом). Крыло Ститс-младший расположил высоко, а его размах снова уменьшил, на этот раз до 1,9 метра. В длину Baby Bird был 3,4 метра, а весил 115 килограммов (взлетный вес — 225 кг). Но чем-чем, а скоростью моноплан похвастаться не мог, она едва ли превысила 170 км/ч

Этот малыш в течение нескольких лет совершил 35 полетов, а потом занял почетное место в музее рядом со своим отцом Sky Baby, получив звание самого маленького самолета в мире.

Bumble Bee II Старра

Роберт решил ответить Ститсу-младшему и еще уменьшить свой Bumble Bee II. Однако не стоит забывать, что в принципе такие маленькие самолеты несут в себе определенные риски. Но Старр очень хотел побить новый рекорд.

Bumble Bee II по факту был таким же бипланом, что и его предшественник, только меньше по размеру: с предельно малым размахом крыльев самолета (1,7 метра) и возможностью развить скорость до 300 км/ч. Однако это была всего лишь теория (пустой Bumble Bee II весил всего лишь 180 килограммов и был оснащен мощным двигателем, это и позволило судить о предельных скоростях).

Но Bumble Bee II, к несчастью, при первом же полете в 1988 году потерпел крушение. Стоило ему взлететь над аэродромом, как у крошечного воздушного судна заглох мотор. И это на высоте 120 метров! Самолет рухнул камнем на взлетно-посадочную полосу, но 64-летний Старр чудом остался жив, правда, ему пришлось провести в больнице долгое время.

Ну а Книга рекордов Гиннесса отметила творения Ститса и Старра: Baby Bird был признан самым маленьким в мире монопланом, а Bumble Bee II — самым маленьким бипланом.