Людовик XIV и другие короли, прозванные великими

Чтобы получить звание «великий», правителю в разное время требовалось разное: Карл I расширял границы франкского королевства, Фридрих II больше известен своим вкладом в просвещение.
Людовик XIV и другие короли, прозванные великими

Карл I Великий

На плите гробницы первого императора Запада империи в соборе города Ахена выбита простая надпись: «Carolus Magnus», Карл Великий. О нём либо в двух словах, либо во множестве страниц – настолько много великих для своего государства дел он совершил. Его долгое правление проходило в практически непрекращающихся войнах с соседями: саксами, лангобардами, славянами, бретонцами, датчанами, викингами, пиренейскими арабами и басками.

Именно в ходе конфликта с последними погиб легендарный французский герой Роланд, ценою своей жизни спасший Карла. «Песнь о Роланде», повествующая об этом подвиге в битве при Ронсельванском ущелье – древнейшее крупное произведение французской литературы.

Будучи почти неграмотным, Карл старался привлекать к себе на службу известных учёных (богословов Алкуина и Рабана Мавра, историков Павла Диакона и Эйнгарда и др.). При монастырях открывались школы, которые в дальнейшем поставляли административные кадры для империи. Алкуин написал первые учебники.

В Ахене, при дворе Карла, возникла «Дворцовая академия», подобие школы Платона. Этот период назвали «Каролингским возрождением». Также по распоряжению Карла Великого были собраны, исправлены и систематизированы все старинные постановления о порядке несения общественной и военной службы.

Эти постановления, известные под названием «капитуляриев», дополненные новыми законами, точно определяли, кто какую службу и в каком порядке обязан нести.

Иван III Великий

Имя этого князя у современного столичного жителя ассоциируется в первую очередь с колокольней Ивана Великого. Меж тем, Иван Васильевич важен для нашей истории тем, что при нём территория великого Московского княжества многократно увеличилась: к нему были присоединены многие территории, в том числе два главных конкурирующих княжества – Тверское и Новгородское. Оставались независимыми лишь Рязанское и Псковские княжества, но и они не были самостоятельны.

В ходе войн с Великим княжеством Литовским в состав Москвы вошли Брянск, Новгород-Северский, Чернигов и многие другие города – треть Литовского княжества. Кроме того, войска Ивана III совершали походы на север и к Уралу (нынешний Пермский край).

Но самое главное – при Иване Великом также произошло знаменательное событие – «Стояние на Угре», в результате которого Русь окончательно избавилась от ордынского ига.

В 1497 принимается «Судебник», ставший завершением ряда реформ. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей.

Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма: возводились новые сооружения (например, Успенский собор в Москве), расцветает летописание. Изменилось и представление о Руси за рубежом: в официальных посольских бумагах русский князь теперь царь или кесарь (от «Caesar). Впервые появляются концепция «Москва – третий Рим» и двуглавый орёл на княжеской печати.

Фридрих II Великий, король-философ

Отец Фридриха Великого, король-солдат Фридрих I, хотел сделать из сына настоящего воина. Не получилось. То, что Пруссия при Фридрихе Великом увеличилась в два раза, – скорее благоволение Фортуны и умения воспользоваться случаем, нежели следствие доблести и военного искусства короля. Тому подтверждение Семилетняя война, в ходе которой дважды был взят Берлин: сначала австрияками, а затем русскими.

Наверное, то, что Фридрих II не был великим воином, сыграло положительную роль в жизни Пруссии и всех немцев. Заняв трон, Фридрих начал править, руководствуясь идеями Просвещения: отменил цензуру, учредил Королевскую оперу и Берлинскую академию наук, советовался в правлении с Вольтером. Фридриха Великого по праву можно назвать самым веротерпимым монархом того времени.

Например, он говорил: «Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни». За все свои деяния он получил высшую похвалу Иммануила Канта.

Людовик XIV Великий, король-солнце

Людовик XIV был действительно великим монархом с точки зрения абсолютизма. Во многом именно поэтому ему приписывают фразу: «Государство – это я». Вся власть во Франции окончательно сосредоточилась в руках одного человека. По словам французского философа Сен-Симона, «Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением».

Культ Короля-Солнца, при котором куртизаны и интриганы всё более завладевали властью, а достойные люди всё более отдалялись от неё, в конечном итоге и привёл к Великой революции 1789 года.

Но в те времена, в старые-добрые времена Людовика XIV, Версаль был центром мира.

Дипломатия Людовика господствовала над всеми европейскими дворами. Французы своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях.

При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток.

Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондёрства или королевской опалы.

Оттон I Великий

Начиная с Карла I Великого в Европе существовал титул императора Запада. Оттон же стал первым императором Священной Римской империи. Это произошло вследствие естественного желания Оттона упрочить свою власть.

Дело в том, что местные светские правители часто боролись против возрастающей мощи централизованного государства. Поэтому объединять страну и усиливать власть приходилось с помощью церкви. Оттон пошёл на сближение с Папой и предпринял два похода в Италию. В результате стал частичным правителем Италии, заручился поддержкой Папы и, как следствие, приобрёл новый титул.

В самом конце правления Оттон предпринял ещё один поход с целью изгнать с полуострова сарацин. Для этого он даже смог заручиться поддержкой Константинополя, который всегда выказывал недовольство тем, что на Западе кто-то носит титул императора и считает себя продолжателем римской традиции.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии