Почему эвенки не любили чукчей

Одни - мирные охотники и скотоводы, другие - свирепые воины. Но их объединяет одно: знаем мы о них крайне мало.
Почему эвенки не любили чукчей

Два противоположных народа Севера: эвенки и чукчи. Одни - мирные охотники и скотоводы, другие - свирепые воины. Но их объединяет одно: знаем мы о них и их земле крайне мало. Мало кто вообще покажет их земли на карте. Между тем, и эвенки, и чукчи – наши сограждане, живущие так далеко от нас, что едва ли можно представить это себе, не проехав до севера России на поезде. Итак, кто же такие эвенки и чукчи? Почему первые не очень любили последних?

История эвенков

О происхождении одного из самых многочисленных малых народов сказать ничего точно нельзя. Есть две основные версии.

Первая — та, согласно которой эвенки произошли от забайкальского племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Вторая же гласит, что прародина эвенков, или, как их ещё называют, тунгусов находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток.

В процессе расселения по просторам Сибири тунгусы сталкивались с местными племенами и, в конечном счете, ассимилировали их. Особенности этнического формирования тунгусов привели к тому, что для них характерны три различных хозяйственно-культурных группы: оленеводы, скотоводы и рыболовы.

Как и у всяких туземных племён, у эвенков сильные родовые связи: на протяжении веков эвенки жили родами. Каждый соплеменник знал родословную и помогал сородичу. Во главе племени у них стоял вождь, однако без согласия шамана вождь был бессилен.

Шаман, являясь посредником между миром людей и миром духов, часто сам становился во главе рода. Без одобрения со стороны шамана род не предпринимал ничего: к нему обращались в случае болезней человека или оленей, просили провести ритуал, приносящий удачу на охоте, сопроводить душу умершего в мир иной.

Как и более известные нам по поп-культуре американские индейцы, эвенки уважительно относятся к природе. Особым почтением в системе духовных воззрений у тунгусов пользуется медведь. Он считается хозяином тайги. Культ медведя обязывает каждого охотника убивать лишь небольшое количество этих животных — в старые добрые времена за превышение допустимого количества жадный мог поплатиться жизнью.

Плато Путорана. В этих краях живут эвенки

Чукчи VS Россия

Вообще-то, Чукчи довольно воинственны. Ещё до присоединения этой земли к России они умудрились запугать окружавшие их народы, куда более мирные и спокойные. Чего только стоит название чукчей в старых русских документах: «свирепые чюкчи».

Чукотский беспредел привёл к тому, что эвенки, коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей.

Чукчи даже умудрялись воевать с эскимосами. Зимой они садились на собачьи упряжки и через Берингов пролив наносили визит эскимосам. Те, в свою очередь, каждое лето приплывали на Чукотку на каяках.

Россия же вела войну с чукчами с переменным успехом 150 лет, и те почти выиграли её в какой-то момент. В 1765 году имперский Сенат постановил ликвидировать военный форпост в Анадыре, ибо война с чукчами «бесполезна и народу тягостна». Российская империя фактически признала поражение.

А всё началось 1641 году — к этому году относят первое упоминание чукотского племени. Те напали на царских сборщиков ясака. Следствием стал безрезультатный поход против чукчей атамана Семёна Дежнёва.

В 1727 году по инициативе якутского казачьего головы Афанасия Шестакова Сенат вновь развернул кампанию по присоединению Чукотки. С этой целью в Анадырский острог отправилось 400 солдат и казаков. Естественно, в походах им помогали эвенки, якуты и прочие местные племена, желавшие отомстить агрессивным чукчам. Во главе острога стоял Шестаков, а экспедиционным корпусом командовал капитан драгунского полка Дмитрий Павлуцкий.

Вскоре, из-за неточного разделения обязанностей в указах Сената и личных амбиций, они рассорились и разделились в 1729 году. Тогда же и началось покорение Чукотки.

Надо сказать, что сенат постановлял аборигенов «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Тобольский губернатор Алексей также дал указание «о призыве в подданство немирных иноземцев чинить по данной (сенатской) инструкции, а войною на них не ходить».

Надо ли говорить, что переговорами дело часто не ограничивалось. Покорители Сибири подрывали доверие коренного народа своей вероломностью: сотник Василий Шипицын позвал на переговоры 12 чукотских старейшин и всех убил.

Костяной доспех чукчей был специально приспособлен для перестрелки. Когда стрелы кончались, то доспех вместе с шубой скидывался, и воин бросался в рукопашную

Историк Александр Зуев пишет, что «походы на Чукотку в 1730—1740-х годах имели чисто карательный характер», а Павлуцкий действовал исключительно с помощью подавления и устрашения. После таких действий доверие чукчей к русским было подорвано на долгие годы. Впрочем, не всё так однозначно. Следует принимать во внимание вероятность того, что люди Павлуцкого вполне могли быть спровоцированы местными, не желавшими подчиняться.

14 марта 1747 года в битве при реке Орловой близ Анадыря чукчи разгромили отряд Павлуцкого, к тому времени уже майора. Командующий погиб вместе с 40 казаками и 13 коряками. Чукчи захватили провиант, оружие, войсковых оленей. Отношения чукчей и Российской империи существовали в виде кровавых конфликтов вплоть до правления Екатерины II. При ней всё завершилось достаточно мирно: чукчам раздали железо, табак и водку. Те оказались падки особенно на последнее ввиду неприспособленности организма к алкоголю.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии