Последний полет «Конкорда»

13 лет назад состоялся последний полет сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд».
Последний полет «Конкорда»

В 1960-х годах самой известной технологической «гонкой», конечно же, можно назвать лунную гонку между СССР и США. Как мы все помним, США эту гонку выиграло, в 1969 году Apollo-11 успешно сел на Луну, Нил Армстронг произнес известные слова про огромный скачок для всего человечества, потом было еще несколько полетов – и все.

Луна как оставалась недоступной, так ею недоступной для человечества и остается. В том числе – и для космонавтов. Гораздо менее известна другая гонка, развернувшаяся в то же время.

В этой гонке принимали участие сразу три команды, представляющие четыре страны. И эта гонка сделала на какое-то время доступным будущее для обычных людей без специальной подготовки.

Однако и этот результат оказался временным: вот уже чертову дюжину лет никто, кроме военных летчиков (ну и космонавтов, конечно) не может себе позволить передвигаться быстрее звука. А как все хорошо начиналось!

Параллельно с подготовкой полета на Луну, три технологические команды пытались создать большой пассажирский самолет, который мог бы перевозить пассажиров быстрее скорости звука. В США это была компания Boeing, в объединенной команде Англии и Франции - Sud Aviation и BAC, в СССР – КБ Туполева.

Все прекрасно знают, что в политическом плане эту гонку выиграл СССР: первый в мире полет пассажирского сверхзвукового самолета состоялся 31 декабря 1968 года. В воздух поднялся Ту-144. Два месяца спустя полетел европейский «Конкорд» (в переводе - «Согласие»): 2 марта 1969 года.

Американский Boeing-2707 так и не был создан: Вьетнам и лунная программа съели все деньги, «Советы» и «Европа» уже летали, и в 1971 году Конгресс США закрыл программу национального пассажирского сверхзвуковика, компания Boeing уволила 60 тысяч сотрудников, а Boeing-2707 стал известен, как «самолет, который чуть не съел Сиэттл».

Эксплуатационная же судьба победителя сложилась гораздо хуже. Ту-144 ждало две катастрофы (одна – прямо на авиасалоне в Ле-Бурже, хотя техника в ней не виновата). Пассажирские перевозки на Ту-144 длились недолго – с 1977 по 1978 годы. Судьба «Конкорда» сложилась счастливее: первый пассажирский полёт состоялся 21 января 1976 года.

Правда, за океан его какое-то время не пускали (формально – из-за шума, но злые языки поговаривают, что в качестве мести за неудачу Boeing-2707). Но потом главным направлением полетов стали рейсы за океан.

Другое дело, что вообще коммерческий расчет оказался неверным: оказалось, что бизнесменам не так часто надо летать за океан, и в пассажиропотоке на этих направлениях среднего класса гораздо больше, а для этих пассажиров критичной остается не время полета, а цена за билет. Нефть дорожала, цены росли.

Комментарии
Комментарии