Правила жизни на Соловках

«Осоловеть» — значит стать местным. Для этого надо прожить на Соловках пять лет и более. Жениться или выйти замуж, занять хорошую должность. Бизнесменов местные не очень любят, их не считают «осоловевшими», но не прочь заработать с их помощью.

Я провел на Соловках жизнь. Отец оказался на островах, когда ему был годик. Дед с бабушкой приехали по распределению на маяк на Секирной горе. Дед был радистом-метеорологом. Мама не местная, проходила практику поваром. Я и два брата родились тут.

Работаю электромонтером на Соловецкой ДЭС, работа нравится. Почему это важно для поселка? Потому что со светом сидят. Современный человек без электричества жить не будет.

В свободное время смотрю телевизор, читаю книги, гуляю с детьми. По выходным езжу на рыбалку, в лес за грибами и ягодами. Есть огород, который тоже требует моего внимания.

В какую сторону меняется поселок? Сложный вопрос. Детство было хорошее, сытное. Затем перестройка, но денег еще хватало. Потом трудные времена, помню гуманитарную помощь из Америки. Ваучеры родителям дали, никто не знал, что с ними делать. Поселок тогда был живее…

Сейчас кажется, что мы никому не нужны, Соловки не развиваются, разве что в сфере туризма.

Туристы раздражают в магазинах, Сбербанке и аэропорту, когда создают очереди и неудобства. Или ходят по дорогам и думают, что машины не давят. Больше я с ними не пересекаюсь, так что пусть приезжают. Местным от них неплохая прибыль.

На Соловках 562 озера. Мое любимое — Зеленое. Если смотреть в воду, кажется, что она зеленого цвета. Рядом лужайка, поросшая густой травой, лиственницы и цветочки разные. Рыбацкая избушка и причал.

На острова нужно ехать минимум на неделю. Потихоньку их осматривать, обдумывать, осмысливать. Это не то место, которое нужно «обязательно увидеть», его надо прочувствовать.

Навигация в Белом море — четыре месяца. Зимой мы отрезаны от материка. Питаемся тем, что вырастили на огородах, насобирали в лесу, поймали в озерах и море, купили в магазине или у частников. Прожить хватает, без излишеств.

Климат морской — на любителя, нет ни зимы нормальной, ни лета.

Зимой, конечно, бывает тоскливо. На севере зимой короткий световой день, иногда полностью даже не рассветает. С января день идет на прибыль, настроение улучшается. Шучу, конечно.

Летом у нас комары, но более коварна мошка, от нее нет спасения. В тихую погоду стараюсь не ездить в лес, в ветреную — пожалуйста.

Монастырь всегда в строительных лесах, сколько себя помню. Реставрация — бездонное дно. Пока одно штукатурят, другое отваливается. И так по кругу...

Соловки — очень религиозное место, но ходить в церковь молиться, считаю, не обязательно. Бог в каждом, зачем мне посредники?

Три вещи, которые нужно знать о Соловках. Камни. Они везде, без них невозможно представить остров. Чайки. Но я их не люблю, а вот полярные крачки — птички, достойные уважения. Море. Очень красивое.

Иногда хочется сорваться и уехать, но что-то держит. На Соловках проще, меньше суеты, все рядом. Ссыльным себя не считаю, все в моих руках. Уезжал два раза и столько же возвращался. А Бог любит троицу.

Путешествовать люблю. Правда, по приезде на Большую землю нужно время на адаптацию: привыкнуть к суете, людям, транспорту.

По острову езжу на квадроцикле, хожу в походы, зимой — на лыжах… Есть планы купить машину, чтобы ездить по России. Страна такая огромная, что жизни не хватит всю объехать. Надо стремиться.

Путешествия — это свобода. Когда уезжаю с острова, чувствую себя свободнее. А возвращаюсь с неохотой, честно. Но это чувство быстро проходит, привыкаешь. Вот и подумал сейчас, что из моих размышлений можно все-таки решить, что я здесь как «ссыльный». Интересно... Может, и правда.