За что люди наказывали вещи?

В угол и на костер

Засуха, неурожай, падеж скота, неудачная охота? Виноваты идолы. Древние люди, в том числе и праславяне, наделяли человеческими свойствами все вокруг и к каменным или деревянным изваяниям относились как к живым существам.

Их старались задобрить едой или жертвами, но, если идол плохо справлялся со своей работой, его наказывали: ставили в угол, а то и секли прутьями.

Вражеских идолов тем более не щадили. Так, при захвате города-крепости Арконы славянскому идолу Святовиту по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска, разломали на куски и бросили в огонь.

Но хуже всего пришлось славянским кумирам во время крещения Руси: их низвергли и сожгли, а идол Перуна привязали к конскому хвосту, избили палками и сбросили в Днепр.

Осужденные и поверженные

Древние греки пошли еще дальше: учредили специальный суд для животных и неодушевленных предметов, причинивших людям смерть или увечье.

В Афинах каждый год судили топор или нож, которыми убивали вола во время празднества в честь Зевса в Акрополе, — их признавали виновными и бросали в море.

Та же участь постигла бронзовую статую кулачного бойца Теагена на острове Тасос. Местные жители чтили память знаменитого спортсмена, но один из граждан почему-то невзлюбил скульптуру: он каждую ночь приходил к статуе и колотил ее изо всех сил.

В конце концов изваяние рухнуло на своего врага и задавило его насмерть. Родственники убитого привлекли статую к ответственности — ее осудили и бросили в море.

В Олимпии маленький мальчик играл под бронзовым быком, стоявшим на священном месте. Неосторожно поднявшись, малыш стукнулся головой о металлическое брюхо статуи и умер.

Олимпийские власти обвинили скульптуру в предумышленном убийстве и решили убрать ее из святилища. Но Дельфийский оракул постановил, что статуя действовала без злого умысла, поэтому над бронзовым быком произвели обряд очищения.

О чем молчит колокол

В России к колоколам относились как к людям: давали имена, а за провинность наказывали и даже ссылали в Сибирь.

В 1591 году угличский набатный колокол возвестил горожанам об убийстве царевича Дмитрия. На звон сбежались жители города, начались волнения и самосуд над предполагаемыми убийцами.

Колокол же жестоко наказали: сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо и принародно всыпали ему 12 ударов плетьми.

После чего вместе с другими угличанами, также лишившимися языков, ноздрей и ушей, отправили в Тобольский острог — на 300 лет.

Только в конце XIX века колокол амнистировали и вернули в Углич в качестве музейного экспоната. Сейчас он хранится в церкви Димитрия-на-Крови.

Во время Чумного бунта 1771 года в Москве удары Спасского набатного колокола собирали восставший народ в Кремль.

Разгневанная Екатерина II приказала наказать колокол, лишив его языка. Он долго висел на кремлевской стене, пока в 1821 году не был установлен в вестибюле Оружейной палаты.

Подобные казусы случались и в Европе. Колокол протестантской церкви в Ла-Рошели пал жертвой борьбы католиков с протестантами.

Церковь разрушили, а колокол пощадили, но за то, что он созывал еретиков на молитву, наказали его плетьми, закопали, а потом вырыли из земли и заставили отречься от прежних заблуждений.

После церемонии покаяния колокол окрестили и продали в католический приход. Впрочем, приходские власти отказались платить, ссылаясь на то, что колокол, как вновь обращенный в католичество, желает воспользоваться королевским законом о трехлетней отсрочке для новоиспеченных католиков.

Сапоги Сталина

XX век стал особенно неудачным для памятников: их сбрасывали с пьедесталов, ссылали за пределы городов и вовсе уничтожали.

Памятник Сталину в Будапеште — монумент трудной судьбы. Его установили в 1951 году, к 70-летию вождя, а при строительстве взорвали церковь, стоящую неподалеку.

Пять лет правительственные митинги и демонстрации проходили на площади перед монументом, а во время антикоммунистического мятежа 1956 года статую спилили на уровне сапог.

Восстание в итоге подавили, но памятник на место не вернули: венгры распилили скульптуру на кусочки. Например, бронзовое ухо советского вождя оказалось в Музее современного искусства Дебрецена.

Сапоги же стояли вплоть до 90-х годов, являясь свидетелями праздничных демонстраций. Только с началом перестройки и провозглашением новых ценностей постамент с сапогами демонтировали.

Сейчас копию памятника можно увидеть напротив входа в парк «Мементо», где хранятся десятки демонтированных скульптур времен социализма — их свезли сюда со всей Венгрии.

Посуда против стресса

Традиция расправляться с вещами прошла через века и получила неожиданное продолжение в наши дни: японцы используют всевозможные неодушевленные предметы для разрядки и борьбы со стрессом.

Это не только широко известные манекены начальников, на которых можно выместить обиду, но и большой ассортимент бытовых мелочей.

Например, антистрессовый блокнот: его странички предназначены для того, чтобы их рвали на кусочки.

Создатели блокнота рекомендуют постоянно носить его с собой, чтобы в нужный момент снять раздражение и быстро успокоиться.

Еще одно офисное изобретение — ваза со звуконепроницаемыми стенками.

В случае необходимости любой из сотрудников может сколько угодно громко изливать в него душу — окружающие ничего не услышат.

Ну и самое главное: в Японии действует сеть кафе, где разрешают бить посуду. Есть и тематический кейтеринг: выезд на вечеринки или свадьбы.

На месте оборудуют пространство, где гости могут побить тарелки.

Правда, последние исследования показали, что такой способ разрядки помогает чаще женщинам, чем мужчинам, и не снижает уровень реальной агрессии.

Психологи считают, что гораздо полезнее проговаривать негативные эмоции. На этот случай японцы создали искусственное растение, которое способно выслушивать жалобы расстроенного человека.

В зависимости от эмоций меняется тембр голоса, а «отзывчивое» растение реагирует на это наклонами в разные стороны, как будто слушает и сопереживает.