Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Начало строительства собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции ознаменовало переход от традиций готики к архитектуре Возрождения. К середине XV века он стал самым большим собором мира, сейчас же занимает пятое место. Знатоки архитектуры любят его за гениальную конструкцию купола, а туристы – за мраморную облицовку и бесплатный вход.

Символ столицы Тосканы

Строительство собора Санта Мария дель Фьоре началось в конце XIII века. Старый кафедральный собор Санта-Репарата уже не мог вместить всех жителей растущей Флоренции, к тому же начал постепенно разрушаться. Столице Тосканы было важно выделиться и превзойти своих ближайших соперников — Сиену и Пизу. Задачу поставили непростую: построить собор, во много раз больше старого.

По сути, Санта Мария дель Фьоре представляет собой нечто вроде большой крытой площади — его спланировали так, чтобы под крышей здания могли поместиться все жители Флоренции (на тот момент около 90 тысяч человек). К концу строительства собор стал самым большим в Европе — Дуомо вмещает 30 тысяч посетителей.

Итальянский долгострой

В 1296 архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к разработке проекта. К тому времени традиции Средневековья вместе с модой на готические формы зданий доживали последние дни, так что образцом для нового собора ди Камбио выбрал не остроконечные шпили Рейма, а классический силуэт римского Пантеона.

Однако форма латинского креста, которая легла в основу собора, осталась традиционной. Дуомо состоит из трех нефов, 38 метров в длину, и двух боковых трансептов, оканчивающихся полукруглой апсидой.

Ди Камбио недолго пробыл на посту главного архитектора — в начале XIV века он скончался, успев начать фасад, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить основу будущей колокольни.

В 1330 рабочие обнаружили в Санта-Репарата мощи Зиновия Флорентийского, что вдохновило их на дальнейшие работы. Некоторое время спустя во главу строительства встал Джотто, который планировал на барельефах фасада Дуомо изобразить все сферы деятельности человека, начиная от сотворения мира. Но воплотить в жизнь свою задумку ему не удалось — Джотто скоропостижно скончался. Эпидемия чумы на некоторое время приостановила работы над собором. Собор достроили к 1436 году в несколько приемов.

Парящий купол

Собор венчает красный купол, ставший настоящим символом Флоренции. Именно работы над куполом вызвали наибольшие затруднения у строителей. 42 метра в диаметре и весом около 37 тысяч тонн, он держится благодаря необычной конструкции, которую создал итальянский архитектор Брунеллески.

Для достижения максимальной устойчивости, зодчий точно просчитал все параметры, необходимые для установки восьмигранной башни. Купол удерживается с помощью специального каркаса из 24 вертикальных ребер жесткости и 6 горизонтальных колец.

Брунеллески также изобрел специальные конструкции, которые позволяли поднимать на высоту нескольких десятков метров не отдельные кирпичи, а уже готовые секции купола. Изнутри высота купола достигает 90 метров. Снаружи Санта Мария дель Фьоре еще выше — верхушку купола венчает маленькая фонарная башенка.

Снаружи Санта Мария дель Фьоре облицован зеленоватыми, розовыми и белыми мраморными панелями, сочетание которых напоминает итальянский флаг. Интерьеры собора более лаконичны. На их фоне выделяются часы середины XV века, созданные Уччелло. Интересно, что их стрелки идут в обратном направлении. На стенах располагаются изображения известных флорентинцев, среди которых и Данте.

К комплексу Санта Мария дель Фьоре относится и баптистеарий Сан-Джовани V века. Баптистеарием называют пристройку к церкви, в которой крестили младенцев. Самые известные ворота баптистеария, восточные, были созданы в середине XV века. Копия именно этих ворот установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге.