Станиславский: революционер театра и бизнесмен

Сценической рутине он противопоставил совершенно новый метод актерской техники.
Станиславский: революционер театра и бизнесмен

Его имя прогремело на весь мир. О нем спорили, его критиковали и недолюбливали «консервативные» по своим взглядам режиссеры.

Сценической рутине он противопоставил совершенно новый метод актерской техники. Игру Константин Сергеевич Станиславский делил на три составляющие: ремесло, искусство представления и искусство переживания.

При каждом выходе на сцену актер должен был вкладывать в исполнение роли подлинные переживания, которые сделают игру психологически достоверной. Станиславский был требователен как к себе, так и к своим ученикам.

По его системе сегодня играют и в России, и за рубежом. Среди голливудских актеров представителями этой школы являются Марлон Брандо и Роберт Де Ниро.

О том, как Станиславский пришел к своему призванию.

Будущий актер, режиссер и педагог родился в семье потомственных промышленников Алексеевых, которую знала вся купеческая Москва. По семейному преданию, история династии начинается с ярославского крестьянина, торговавшего горохом. В 1746 году он записался в московское купечество. Алексеевым принадлежали хлопкоочистительные заводы и частично — золотоканительная фабрика в Москве. Семейное дело постепенно расширялось, полученных средств хватало и на благотворительность.

Константин родился 17 января (5 января по старому стилю) 1863 года. Родители прочили ему карьеру предпринимателя — он должен был продолжить семейный бизнес. Учился юноша в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Любопытно, что в учебе он особых способностей не проявлял.

Семья Алексеевых. Константин стоит в центре

Семья Алексеевых увлекалась театром и поддерживала приятельские отношения с ведущими деятелями культуры. Для театральных представлений в доме отвели целый зал.

Константин с удовольствием принимал участие в постановках. В 1882 году наследник промышленников впервые появился на фабрике в Москве — в этот момент золоканительное дело переживало кризис. Станиславский (сценический псевдоним он выбрал в честь актера-любителя Маркова, который выступал под этой фамилией) регулярно посещал фабрику, но для него это было не более чем выполнение семейного долга.

Созерцание монотонного труда рабочих не вызывало никаких эмоций, кроме скуки. Гораздо интереснее был театр — с 1885 года Константин Сергеевич выступал под своим псевдонимом.

Но посвящать театру все свое время он не мог. В 1892 году на него возложили ответственное задание: он отправился в Европу в качестве… промышленного шпиона. Константин посетил немецкие и французские заводы, где ознакомился с производством алмазного инструмента. По вечерам Станиславский бежал в театр — это было его единственной страстью.

Возвратившись в Москву, он представил проект переоснащения производства — предполагалось установить алмазные волочильные станки и перейти к гальваническому золочению проволоки. План был успешно реализован, и в 1900 году Константин был награжден медалью с дипломом Всемирно-промышленной выставки (проходила в Париже).

Итак, в бизнесе Станиславскому сопутствовал успех. В начале XIX века фабрика начала выпуск электротехнической продукции, что приносило огромную прибыль.

Что касается театра, то в 1891-м герой нашей статьи стал руководителем режиссерской части в Обществе искусства и литературы. В своих постановках он смело экспериментировал с ритмом и звуком. В 1897 году состоялась судьбоносная встреча Станиславского с Немировичем-Данченко. Обсуждали новый театр, сценическую технику, состав актеров и репертуар. Беседа продолжалась двадцать шесть часов: так много нужно было спланировать, предугадать, прийти во всех вопросах к единому знаменателю. Ложный пафос, недостоверный исторический антураж, декламация — все это Немирович-Данченко и Станиславский решили оставить в прошлом.

В 1898 году был основан Московский Художественный театр. Перед первыми зрителями здесь представили трагедию Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». В декабре 1898-го состоялась премьера «Чайки» Антона Чехова.

«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя». Этим принципом Станиславский руководствовался и как актер, и как режиссер. От себя и от других он требовал полной отдачи; актер должен был на сцене жить, а не играть; в полной мере ощущать те переживания, которые ощущает его герой. Понимание внутренней логики персонажа рождает в актере ассоциации с его собственными переживаниями, которые он когда-то испытывал в своей жизни. Если же аналогичных переживаний не было, их нужно было выдумать, поэтому актер должен был постоянно развивать свою фантазию. Так игра становилась достоверной, она несла в себе жизнь.

В 1922 году МХАТ под руководством Константина Сергеевича отправился на длительные гастроли за рубеж, часть труппы домой решила не возвращаться. В этом был и определенный плюс — о системе Станиславского узнали во всех европейских странах.

В 20-х годах в условиях идеологического контроля над искусством Станиславского обвиняли в нежелании воспевать идеалы революции и принимать новую действительность. Великого режиссера упрекали в «отсталости», его деятельность называли пережитком царской России.

В 1928 году у Константина Сергеевича случился сердечный приступ. На следующий год он вернулся к работе, сосредоточившись на педагогической деятельности и разработке своего метода. Принципы новой актерской школы были изложены в его книгах «Работа актера над собой» и «Моя жизнь в искусстве». В 1935-м Станиславский открыл Оперно-драматическую студию.

Режиссер, актер и педагог ушел из жизни 7 августа 1938 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии