Женщины и машины: роман длиной в 130 лет

Набившую оскомину идею о том, что водить машину – дело не совсем женское, даже в наше прогрессивное время можно услышать довольно часто. «Апрель» решил раз и навсегда уничтожить этот несправедливый стереотип. Рассказываем, как представительницы прекрасного пола осваивали автомобили.

1. Берта Бенц

Первой женщиной, осмелившейся оседлать «железного коня», стала супруга пионера автомобилестроения Карла Бенца – Берта Бенц. По правде говоря, Берта оказалась не только первой дамой за рулем, но и первым водителем, совершившим полноценную поездку с помощью нового транспортного средства.

5 августа 1888 Берта в компании двоих сыновей (13-летнего Рихарда и 15-летнего Ойгена) отправилась в гости к маме в Пфорцхайм – за 104 км от Манхайма, где жила семья изобретателя. До этого дня Benz Patent Motorwagen № 1 не отъезжал от гаража дальше, чем на пару километров.

Путешествие длилось порядка 12 часов, за рулем успел побывать каждый из участников авантюры. Конечно, не обошлось без остановок. Близ города Вислох экипажу потребовалась дозаправка, и Берта купила в местной аптеке пару литров лигроина – растворителя, представляющего собой смесь жидких углеводородов, чуть более тяжелую, чем бензин. В Брухзале местный кузнец подтянул слетевшую приводную цепь.

Когда в процессе переезда у автомобиля стесался тормоз, Берта обратилась за помощью к сапожнику, чтобы тот подбил тормоза кожей – так появились первые в мире тормозные колодки.

Впрочем, зачастую выкручиваться приходилось самостоятельно: для чистки засорившегося карбюратора пригодилась шпилька от шляпы, для изоляции провода зажигания – резиновая подвязка от чулка.

Несмотря на все трудности, Motorwagen вместе со всеми пассажирами успешно добрался до места назначения. По прибытии Берта отправила мужу телеграмму: «Доехали в Пфорцхейм хорошо. Берта».

Путешествие Берты стало мощным PR-ходом в поддержку разработки супруга. Публика, наконец, стала воспринимать автомобиль не только как очередную техническую диковинку, пригодную только для демонстрации на специализированных выставках, но и как доступное каждому средство передвижения.

2. Камилла дю Гас

Жена, а впоследствии вдова одного из богатейших людей Франции, владельца универмага Dufayel, Камилла дю Гас нашла отличное применение семейным деньгам. После смерти своего супруга Камилла, всегда любившая эпатировать публику, полностью посвятила себя эксцентричным развлечениям: она занималась фехтованием и стрельбой, летала на воздушном шаре, прыгала с парашютом.

В 1901 году мадам Дю Гас стала первой дамой в истории, принявшей участие в автомобильной гонке. В заезде Париж – Берлин, общей протяжностью 1100 км, девушка, имевшая за плечами всего 1 год водительского стажа, пришла 33-й.

В 1903 году в гонке Париж – Мадрид у Камиллы были все шансы оказаться в десятке лидеров, однако её подвел человеческий фактор: на глазах автомобилистки один из её соперников попал в аварию. Дю Гас не смогла просто взять и проехать мимо.

Она оказала первую помощь водителю и оставалась с ним вплоть до прибытия медиков. Правда, продолжив гонку, Камилла пришла к финишу лишь 45-й.

Историкам не удалось восстановить детали инцидента. Известно только, что после окончания этого заезда, женщинам на несколько лет запретили участвовать в автопробегах. Но Дю Гас, кажется, не сильно расстроилась из-за такого поворота событий. Практически сразу она переключилась с автомобилей на яхты.

3. Элизабет фон Папп и мадам Декурсель

В самом начале XX столетия улицы Парижа преобразились. Среди множества конок, специализирующихся на частном извозе, стали появляться особенные экземпляры – место кучера в таких экипажах занимала женщина.

Чтобы править конным таксомотором, дамам, также как и их коллегам-мужчинам, следовало пройти обучение и сдать экзамен в полиции. В программу курса входила география Парижа и его пригородов, ветеринария (чтобы ладить с лошадьми), а также изучение принципов работы счетчиков.

Примерно в это же время, в связи со всеобщей автомобилизацией городского пространства, появились и первые безлошадные такси, за рулем которых тоже вскоре нашлось место для прекрасных дам.

О первых женщинах-шоферах известно немного. Сохранились французские фотокарточки ориентировочно 1909 года, на которых запечатлена парижская диковинка – мадам Декурсель, восседающая за рулем автомобиля. По-видимому, во Франции именно эта женщина была первым лицензированным водителем такси, правда, как и почему она выбрала подобный род деятельности – сегодня неизвестно.

В Германии в начале прошлого века профессию таксиста освоила Элизабет фон Папп. За руль открытого автомобиля Adler женщина села не от хорошей жизни: оставшись без кормильца, она прошла обучение в берлинской школе водителей и в 1908 году вышла на маршрут.

К сожалению, этот тренд – женское такси – не стал особенно популярным. Во всех развитых странах вплоть до середины XX века такое явление как дама за рулем таксомотора было скорее исключением, чем правилом.

4. Элис Рэмси и Кларенол Стинесс

Уже в первом десятилетии XX женщины-водители отваживались не только на короткие и безопасные переезды в пределах городской черты.

Например, в 1909 году 22-летняя американка Элис Рэмси, водительский стаж которой составлял 1 год, отправилась на своем «Максвелле» из Нью-Йорка в Сан-Франциско – через всю страну, от одного океана до другого. Компанию Элис составили две золовки и подруга, причем ни одна из её спутниц не умела водить машину.

Спустя 59 дней женский экипаж известил о благополучном завершении поездки. Девушки преодолели порядка 6 000 километров, пересекли 14 штатов, попутно меняя покрышки, ремонтируя тормоза, выталкивая машину из грязи – дороги в те времена были совсем не приспособлены под нужды автотранспорта.

Участие в самом длинном женском автопробеге в истории сделало Элис Рэмси настоящей звездой. Она стала первой женщиной, чье имя увековечили в Автомобильном зале славы Американского музея.

Следующий рекорд по продолжительности поездки установила дочь немецкого олигарха Кларенол Стинесс. В 1927 году на автомобиле марки Adler Standard 6 девушка совершила кругосветное путешествие – она проехалась по дорогам Южной и Северной Америки, Китая и даже России, за 2 года преодолев около 47 тысяч километров.

5. Элишка Юнкова

Первой женщиной, для которой участие в автогонках стало больше, чем просто экстравагантной забавой, считается чешка Элишка Юнкова.

Всё началось, когда жених девушки, Ченек Юнек от большой любви к железным лошадкам решил променять успешную карьеру банковского служащего на «должность» автогонщика. Элишка же настолько прониклась страстью своего будущего супруга, что недолго думая тоже решила сесть за руль. Девушка поступила на курсы вождения.

После свадьбы в 1922 году супруги Юнковы вместе участвовали в региональных автогонках, а уже в 1924 году Элишка выступала в соревнованиях самостоятельно. Вскоре «семейный подряд» гонщиков знали далеко за пределами их родной Чехии.

В 1927 году пани Юнкова выиграла Гран-при Германии, став первой женщиной в истории, завоевавшей первое место на автомобильных гонках. В следующем году была Targa Florio на Сицилии, где Элишка пришла 5-й.

Увы, в том же 1928 году удача отвернулась от супругов. Во время одного из выступлений автомобиль Ченека перевернулся, пилот погиб. Элишка не смогла перенести такого удара: она продала все автомобили и навсегда оставила гонки.

6. Мария-Тереза де Филиппис

К концу 50-х годов XX века оставался только один серьезный международный чемпионат по автоспорту, в котором все еще не было женщин, – Формула-1. Первой пилотессой, осмелившейся вывести болид на старт Гран-при, стала итальянка Мария-Тереза де Филиппис.

Мария села за руль, когда ей было 22 года: она хотела доказать своим братьям, что справится с управлением машиной не хуже любого мужчины. Шесть лет спустя девушка заняла 2-е место в Чемпионате Италии по кольцевым гонкам. А еще через четыре года де Филиппис приняла участие во внезачетной гонке Формулы-1 Гран-при Сиракуз, где пришла к финишу пятой. К этому времени об отважной Pilotina (от итал. «лоцманский катер») знала уже вся Италия.

После было еще 3 Гран-при, девушка выступала за команды Maserati и Behra-Porsche. Карьера гонщицы закончилась в 1959 году, когда на гран-при Германии за рулем Porsche погиб Жан Бера – глава команды и близкий друг Марии.

В течение следующих 20 лет де Филиппис не принимала никакого участия в жизни Формулы-1. Только в 1979 году Мария решила вернуться к любимому автоспорту – правда не в качестве пилота, а в роли административного работника.