Жизнь и смерть боярыни Морозовой

За картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» 1887 года стоит жизнь Феодосии Морозовой.
Жизнь и смерть боярыни Морозовой

Почти всем со школы известна эта картина, даже если они не знают её названия. За картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» 1887 года стоит жизнь Феодосии Морозовой. Картина второй половины XIX века отсылает нас к веку XVII, правлению царя Алексея Михайловича и церковной реформе патриарха Никона. Какую же жизнь прожила знаменитая боярыня?

Жизнь

Феодосия, дочь окольничего Прокофия Соковнина, так же, как и отец, была приближённой к царской семье. Скорее всего, она входила в число придворных дам, сопровождавших царицу. Вероятнее всего, именно такое положение помогло ей в 17 лет выйти за Глеба Ивановича Морозова, родственника царя. Брат Глеба, Борис, был невероятно богат, но умер бездетным в 1662 году.

Феодосии было 30 лет. Состояние Бориса перешло Глебу, которые тоже вскоре умер. Наследником стал маленький сын Ваня, но фактически имением управляла мать. Феодосия Прокофьева была приближённой царя, занимала чин верховой боярыни.

Самое пышное имение Морозовых, усадьба Зюзино, была обустроена по европейскому образцу одной из первых в России. Вот как описывается от лица современников её имение у Сергея Соловьева: «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».

Религия

В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировался по современному греческому образцу церковные обряды и книги. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами в 1656 году — это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Все эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом.

Впрочем, такая резкость и жесткость не могла понравится старообрядцам, считавшим русское православие выше греческого. Это связано с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва — третий Рим».

Грубая овечья шерсть власяницы колола кожу. Если шерсти было мало, аскеты надевали власяницу из металлических крючков

Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологетом старообрядчества, с которым она тесно общалась. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу.

Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).

Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Академик Александр Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны.

Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Смерть

1 февраля 1671 года по новому стилю Феодосия Морозова под предлогом болезни отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Это вызвало гнев царя. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: Морозова отказала обоим.

В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, пока те, показывая своё презрение, лежали в кровати. После допросы сестёр заковали в кандалы, но оставили дома.

Через 11 или 12 дней их перевели в Чудов монастырь, откуда отправили в Псково-Печерский монастырь. Вскоре скончался её сын, двоих братьев сослали, а имущество конфисковали.

Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой

В конце 1674 года сестер Морозовых пытались заставить пытками на дыбе отречься от старообрядства. Они не отступили. Их бы сожгли, но спасло заступничество бояр.

Сестёр отправили в Боровск, там их заточили в земляной тюрьме, в которой они скончались от голода. Перед смертью Феодосия попросила тюремщика постирать рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке.

Источник: Дилетант

Комментарии
Комментарии