10 лучших российских операторов-постановщиков

Вклад операторов в картину исключительно важен, но зрители редко обращают на него внимание и еще реже запоминают их имена.
10 лучших российских операторов-постановщиков

10. Шандор Беркеши

Россиянин венгерского происхождения, Шандор Беркеши в детстве увлекался фотографией, пока не понял, что движение ему снимать интереснее, чем статичные кадры. После школы он работал водителем и ассистентом оператора, затем, несколько лет спустя, окончил ВГИК. Сперва Беркеши снимал документальные и короткометражные ленты, затем перешел в игровое кино. Его дебютом в этом направлении искусства стала лента «Коктебель». Далее он снял «4», «Свободное плавание», «Отрыв», «Сумасшедшую помощь», «Исчезнувшую империю», «Короткое замыкание», «Небесных жен луговых мари», «Ангелов революции», «14+», «Дорогу на Берлин». «Небесные жены луговых мари» принесли ему операторский приз «Кинотавра».

9. Юрий Райский

Уроженец села Помары в Волжском районе Марийской АССР (ныне республика Марий Эл), Юрий Райский в 1980 году начал работать на студии «Мосфильм» в качестве оператора и к концу десятилетия дослужился до оператора-постановщика. Время тогда для нашего кино было трудное, но Райский был все время при деле. В частности, он снял фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра». В XXI веке Райский работал над сериалом «Бригада» и фильмами «Игры мотыльков», «Бой с тенью», «1814», «Сибирь. Монамур», «Орда», «Переводчик», «Орлеан». «Орда» принесла ему операторские премии «Ника» и «Золотой орел».

8. Андрей Найденов

Москвич Андрей Найденов родился в семье кинооператора Алексея Найденова. Сразу после окончания ВГИКа в 1999 году он начал работать в кино над фильмами режиссера Ильи Хотиненко. Большую профессиональную известность Найденову принесла картина Ивана Вырыпаева «Кислород», удостоенная операторского приза на МКФ в Венеции. Также Найденов снял для Вырыпаева картины «Танец Дели», «Спасение». Еще он работал над лентами «Неуправляемый занос», «Слушая тишину», «Выпускной», «Находка» (операторский приз «Кинотавра»).

7. Алишер Хамидходжаев

Алишер Хамидходжаев родился в Ташкенте. После окончания ВГИКа в 1990-х работал на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. В 2004 году начал снимать полнометражное игровое кино. На его счету картины «4», «Завещание Ленина», «Девять семь семь», «Все умрут, а я останусь», «Четыре возраста любви», «Бумажный солдат», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Жить», «Антон тут рядом», «Звезда», «Петербург. Только по любви». «Бумажный солдат» принес Хамидходжаеву операторский приз Венецианского МКФ, а «Жить» – премию «Кинотавра».

6. Сергей Мачильский

Сергей Мачильский родился в Ялте, в семье многолетнего оператора «Ералаша» Александра Мачильского. Он окончил ВГИК и поступил на работу на Киностудию имени Горького в 1980-е, но регулярно трудиться как оператор-постановщик начал уже после 1991 года. Его первым фильмом был «Кикс». За ним последовали «Кооператив “Политбюро”», «Сотворение Адама», «Американка», «Поклонник», «Коллекционер», «Механическая сюита», «В движении», «Дневник камикадзе», «Свои», «Связь», «Тот, кто гасит свет», «Москва, я люблю тебя!», «Одноклассники», «Белая гвардия», «Зеркала», «Контрибуция», «Молот». «В движении» принесло Мачильскому премию «Ника», «Свои» – премии «Ника» и «Золотой орел».

5. Владислав Опельянц

Уроженец Армавира, Владислав Опельянц в 1992 году окончил операторский факультет ВГИКа. После этого он работал над рекламными роликами и музыкальными клипами (на его счету более сотни таких проектов), был оператором-репортером в Голландии. В 1997 году Опельянц дебютировал в полнометражном кино, сняв для Гарика Сукачева фильм «Кризис среднего возраста». Далее были картины «Богиня: Как я полюбила», «Статский советник», «12», «Утомленные солнцем 2», «Поддубный», «Солнечный удар», «Воин». «Солнечный удар» принес ему операторскую премию «Золотой орел».

4. Максим Осадчий

Максим Осадчий родился в Красноярске. Он начал работать в полнометражном кино в начале 1990-х – в частности, он снял мелодраму 1991 года «Секссказка». Однако кризис в кинематографе и в стране вытеснил оператора в мир рекламных роликов и музыкальных клипов. В частности, Осадчий снял многие клипы Линды. В полнометражное кино он вернулся в конце 1990-х, после чего снял фильмы «Президент и его внучка», «9-я рота», «Жара», «Обитаемый остров», «2 дня», «Кококо», «Сталинград», «Дуэлянт», «Молот».

3. Роман Васьянов

Москвич Роман Васьянов рано обратил на себя внимание. К тому времени, когда он в 2003 году окончил ВГИК, Васьянов уже успел получить главный операторский приз на Международном студенческом фестивале ВГИК и поработать над культовым сериалом «Бригада» в качестве ассистента оператора-постановщика. В дальнейшем он самостоятельно снял такие ленты, как «Ночной продавец», «Охота на пиранью», «Тиски», «Стиляги». Фильм 2010 года «Явление природы» принес Васьянову операторский приз «Кинотавра». Также он много работал над рекламными роликами. После того как снятый им международный рекламный фильм «Подарок» компании Philips получил приз фестиваля «Каннские львы», Васьянова пригласили в Голливуд. Работая с режиссером Дэвидом Эйром, он снял картины «Патруль», «Ярость», «Отряд самоубийц».

2. Михаил Кричман

Москвич Михаил Кричман в детстве хотел пойти по родительским стопам и стать полиграфистом. Но когда он уже учился в Академии печати, приятель с операторского факультета ВГИКа убедил его, что снимать рекламу куда интереснее, чем настраивать полиграфические машины. После окончания вуза Кричман несколько лет работал монтажером, потом стал оператором документальных фильмов путешественника Леонида Круглова. В начале 2000-х Кричман перешел в художественное кино. Он работал над такими картинами, как «Небо. Самолет. Девушка», «Возвращение», «Изгнание», «Овсянки», «Елена», «Левиафан». «Возвращение» принесло ему операторскую «Нику», «Овсянки» – приз Венецианского МКФ, а «Елена» – премии «Ника» и «Золотой орел». Также Кричман снял западные ленты «Фрёкен Юлия» и «Скрижали судьбы».

1. Сергей Астахов

Сергей Астахов родился в селе Селищи Мордовской АССР. Его отец был киномехаником, и Сергей три года после окончания школы показывал фильмы в родном селе. Затем он смог поступить во ВГИК. После вуза он устроился оператором на студию «Ленфильм». Его профессиональная карьера началась в 1980-х. В частности, он снял советский прокатный хит «Рейс 222». В начале 1990-х Астахов стал постоянным оператором Алексея Балабанова. Они создали вместе картины «Счастливые дни», «Брат», «Про уродов и людей», «Брат 2», «Война», «Мне не больно». Также Астахов снял фильмы «Два капитана 2», «Змеиный источник», «Бедный, бедный Павел», «Анна Каренина», «Метро» и сериал «Граница. Таежный роман». «Граница» принесла Астахову Государственную премию РФ, «Про уродов и людей» и «Война» – премию «Золотой овен», «Метро» – премию «Ника».

Источник: Film.ru

Комментарии
Комментарии