Кто такой «Левиафан»

Кто такой «Левиафан»

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» — в центре внимания. Только что он получил престижный «Золотой глобус» и претендует на «Оскара». О нем спорят, его ругают, им восхищаются. Кто-то считает, что это в чистом виде чернуха и русофобия. А кто-то говорит, что лучше давно уже ничего не снимали. Давайте разберемся, о чем люди спорят.

[248]]

1. Фильм был готов еще в мае. Почему его так долго не выпускали в прокат?

«Левиафан» оказался между молотом и наковальней. Был снят при поддержке Минкульта, однако затем из-за мата не получил прокатное удостоверение. Потом началось его триумфальное шествие на международной сцене: фильм получил престижнейший приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале и «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм — вторую по престижности премию после «Оскара». Попал он и в шорт-лист самого «Оскара». В итоге после стольких наград не показать его стало как-то даже неудобно. Нецензурных выражений в «Левиафане» на самом деле немного, но Звягинцев долгое время отказывался его перемонтировать в цензурной версии. Но в конце концов согласился. Российская премьера состоится 5 февраля.

[235]]

2. Говорят, что в основе фильмов Звягинцева всегда лежит какая-то притча. А на чем основан «Левиафан»?

На сюжетную идею Звягинцева натолкнула история американского бульдозериста-разрушителя Марвина Химейера из штата Колорадо.

Он работал сварщиком и владел маленькой автомастерской. Все бы хорошо, но его мастерская находилась рядом с цементным заводом Mountain Park Inc. Завод решил расширить территорию и стал выкупать близлежащие участки. И только Марвин отказался продавать заводу свой. Деньги, кстати, предлагали вполне приличные (в отличие от фильма «Левиафан», где герою предложили за дом копейки). Но Химейер пошел на принцип. По некоторым версиям, ему предложили за участок $250 000 долларов и он согласился. Завод начал строить новую линию, и тут Марвин поднял цену сначала до $375 000, а затем до $1 млн.

Тут уже завод пошел на принцип и перекрыл все подходы к участку Марвина, взяв его в блокаду — благо все вокруг уже принадлежало заводу. Причем городские власти поддержали завод. К механику зачастили проверки из налоговой, пожарной и санинспекции. А после того как он однажды вернулся с похорон отца, то обнаружил, что ему отключили свет, воду и вообще отключили все, что можно отключить.

И тогда Химейер объявил войну заводу и городу. Он купил старый бульдозер Komatsu D355A-3 и сделал из него бронетранспортер. За несколько месяцев обшил его стальными листами, проложив их слоями бетона. Толщина брони на бульдозере составляла до 30 см. Снаружи он поставил телекамеры для обзора и, взяв с собой три винтовки, еду, пиво и сигареты, замуровал себя в кабине и поехал мстить.

Сначала Марвин отутюжил заводоуправление, производственные цеха, в общем, почти все постройки на заводе. Затем направился в город. В городе разрушил банк, дома членов горсовета, офис газовой компании, мэрию, редакцию местной газеты и пожарную охрану.

Остановить его полиция не смогла. Их револьверы и охотничьи ружья ничего не могли поделать с композитной броней бульдозера. К войне против безумного бульдозериста подключился отряд внутренних войск и лесные егеря. Но бульдозер был задраен капитально. Не брали ни гранаты, ни слезоточивый газ. Химейер отстреливался через амбразуры, поэтому полицейские боялись приближаться к бульдозеру.

В городе началась паника. Полиция эвакуировала 1500 жителей, перерыла федеральную трассу. После того как бульдозер завалило обломками магазина, который Химейер разнес, он застрелился. Лишь на следующее утро броню бульдозера разрезали автогеном и нашли там труп героя.

[237]]

3. В фильме речь идет об автомеханике из северного русского городка, которого незаконно выселяют из дома. А причем здесь Левиафан?

«Левиафан» — библейская притча, в общих чертах повторяющая историю про многострадального Иова и морское чудовище Левиафана. Ветхозаветный Иов — глубоко несчастный персонаж. Жил он себе где-то на Ближнем Востоке в достатке с многочисленным семейством и не грешил. И тут на него стал точить зуб Сатана: мол, все благочестие Иова — это просто благодарность за свое материальное благополучие. И стал Сатана последовательно лишать Иова всего, что у него было, а в довершение заразил его проказой. Однако Иов не отказался от Бога и даже в страдании превозносил его. В итоге награда нашла героя — Бог исцелил несчастного, и он снова стал счастливым. Умер он в достатке, в кругу семьи, в возрасте 140 лет. Не каждый может похвастаться подобным долголетием.В фильме Звягинцева нет хеппи-энда, но ведь и герой его, в отличие от Иова, в Бога не верил.

В ветхозаветной «Книге Иова» фигурирует и морское чудовище Левиафан. А в фильме на берегу моря лежит остов гигантского кита, в море периодически видны зазевавшиеся кашалоты. Сам режиссер признавался, что читал трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище по Гоббсу — метафора государства.

4. Звягинцев — один из самых известных в мире русских режиссеров. Интересно, как он пришел в кино?

До того как снимать фильмы, он работал актером, окончив сначала театральное училище в родном Новосибирске, а затем московский ГИТИС. Он снимался в эпизоде в известной комедии «Ширли-мырли», а также в роли Валерия Турбина из первого сезона сериала «Каменская».

Однажды в период простоя Звягинцев обратился за помощью к другу, работавшему в рекламном бизнесе. Актеру доверили снять несколько коротких промороликов. А затем он попал на «Рен ТВ», где создал несколько серий телепроекта «Черная комната». Так началась его режиссерская карьера.

[241]]

5. «Левиафана» хорошо приняли не только в Европе, но и в США. В чем причина?

Во-первых, история чисто американская, во всяком случае американцам она понятна, у них был Марвин Химейер. Во-вторых, в Америке уже есть кино с таким названием. Его снял режиссер Джордж Косматос в 1989 году. Это хоррор про группу подводных шахтеров, нашедших затопленный советский корабль. Один из них умыкнул из сейфа бутылку «Столичной». А после дегустации мутировал в морское чудовище. Причиной стала не «Столичная», как вы могли бы подумать, а вирус, которым она была заражена на советском корабле в ходе эксперимента. Фильм мог бы стать отличной социальной рекламой: не пейте паленую водку, а то превратитесь в Левиафана.

Дмитрий Ромендик[h2][/h2]

Комментарии
Комментарии