Кинословарь: Спецэффекты

С тех пор как появились фотоаппараты с функцией Full HD, производство кино стало казаться зрителю делом несложным: нажимай кнопку REC да снимай! Однако некоторые эффекты, встречающиеся в кино, по-прежнему воспринимаются аудиторией как чистое волшебство. Мы снова и снова задаемся вопросом: как кинематографисты заставили камеру гнаться за летящей стрелой? Как сделать так, чтобы задний фон отъехал назад? Как снимается ускоренный полет облаков? Сегодняшний «Кинословарь» расскажет о секретах нескольких наиболее зрелищных голливудских спецэффектов – прочтя данную статью, может быть, вы и не сможете повторить их все в домашних условиях, но уж точно будете знать, как все эти штуки называются.

Вертиго

Vertigo effect (он же dolly zoom, он же «эффект тромбона») – оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад. Эффект был впервые применен в художественном кино в ленте Альфреда Хичкока «Головокружение» (Vertigo, 1959). Дабы передать боязнь высоты одного из персонажей, кадру была придана «засасывающая» глубина, произведшая эффект на многих зрителей (интересно, что автора этого приема – оператора второй съемочной группы Ирмина Робертса – Хичкок забыл даже упомянуть в титрах). С тех пор «эффект “Вертиго”» использовали многие постановщики, поскольку никакого специального оборудования для этого не требуется – только широкоугольная линза и тележка.

Сделать кадр наподобие того, что использован Стивеном Спилбергом в «Челюстях», при наличии фотокамеры может любой желающий. Технология состоит в том, что объектив подкручивается для увеличения находящегося в кадре объекта, а сама камера в это же время пятится от объекта назад (либо наоборот, используется обратный зум и наезд на объект). При таком одновременном действии меняется только глубина кадра, а сам предмет остается относительно зрителя неподвижным.