«Москва слезам не верит». Сказка со счастливым концом

*Как и многие лучшие советские мелодрамы, фильм Владимира Меньшова — это сказка о Москве, недаром город вынесен в название картины. Кстати, взято оно из поговорки «Москва бьет с носка и слезам не верит». Столица — вот настоящая героиня фильма, а вовсе не Катерина, героиня Веры Алентовой, как может показаться на первый взгляд. Это Москва кому-то отвечает взаимностью, кого-то спаивает, кого-то недолюбливает, на кого-то не обращает внимания. *

За первые пять минут картины Владимира Меньшова зритель видит чуть ли не всю Москву конца 1950-х, все ее надежды и символы, все краски «оттепели», всю тягу к западной культуре: Андрей Вознесенский читает у памятника Маяковскому «Параболическую балладу» об «огненно-рыжем художнике Гогене» и о том, что судьба несется по параболе, а не по прямой. Людмила (Ирина Муравьева) уткнулась в метро в Ремарка («Вся Москва читает!»), проезжая станцию «Охотный Ряд». Смешно, что сейчас это название воспринимается абсолютно естественно, а в год выхода фильма сразу было понятно: перед нами история, произошедшая в те давние времена, когда станция метро «Проспект Маркса» еще носила другое название. По сценарию, девушки, Катерина и Людмила, шли гулять к аргентинскому посольству, слушали там рокочущий бас: «Машину боливийского посла к подъезду!», смотрели на заграничную жизнь. «Вот это настоящее», — говорила Людмила. Но режиссер с ней спорит и демонстрирует другое «настоящее»: эпизод с «начинающим актером» Смоктуновским, ставший впоследствии классикой. Пусть Иннокентий Михайлович тут староват и выглядит совсем не так, как в конце пятидесятых, но именно в этой сцене была произнесена ключевая фраза фильма: «Поздновато начинаете!» Нет, начинать никогда не поздно. В 37 лет Владимир Меньшов сделал свой первый полнометражный фильм — отличную, изобретательно смонтированную школьную драму «Розыгрыш». «Москву» он снимал, когда ему было уже под 40. Не рано начал и сценарист Валентин Черных, написавший «Москву слезам не верит» всего за 19 дней. Его первый сценарий «Человек на своем месте» экранизировали, когда ему стукнуло те же 37 (мы со школьной скамьи знаем о магии этого числа, но тут она присутствует в несколько другом ракурсе). К выходу «Москвы» ему исполнилось 44.

Комментарии
Комментарии