Кинословарь: фейковый режиссер Алан Смити

Те, кто внимательным образом следил за американским кинематографом второй половины ХХ века, вероятно, приметили такую фигуру, как Алан Смити. Загадочный режиссер, отметившийся во всех мыслимых жанрах и обруганный таким количеством критиков, что ими можно было бы набить Колизей, но тем не менее по сей день умудряющийся получать новые и новые кинозаказы от голливудских студий, – кто же он такой, почему никто не видел его фотографий, и почему в картинах Смити, несмотря на дурную репутацию автора, не отказывались появляться звезды уровня Брэда Питта? Те, кто видел кинокомедию «Гори, Голливуд, гори», знают правильный ответ, для всех остальных – наша сегодняшняя статья рубрики «Кинословарь».

Скажем сразу, чтобы не томить читателя попусту: режиссера по имени Алан Смити (Alan Smithee) в реальности никогда не существовало, более того, даже фамилии такой нет, она была сконструирована для определенных целей. Этот коллективный псевдоним, выдуманный Гильдией режиссеров Америки (ГРА), принято помещать в титры кинофильма, который в процессе производства изменился настолько, что перестал отражать взгляды постановщика; то есть, грубо говоря, такого фильма, от которого режиссер хочет откреститься.

Начало традиции было положено в 1969 году, когда на съемочной площадке вестерна «Смерть стрелка» случился конфликт между режиссером Робертом Тоттеном и главной звездой ленты Ричардом Уидмарком. Актер в итоге добился того, что Тоттена уволили за 10 дней до окончания съемочного периода и срочно заменили Дональдом Сигелем. Новый постановщик доснял фильм, но ставить свое имя в титры вместо тоттеновского отказался, мотивируя свое решение тем, что его предшественник работал над картиной целой год и их вклады в ее создание совершенно несоизмеримы. Тоттен, в свою очередь, тоже поспешил отказаться от своей работы, опасаясь, что чужое вмешательство ее погубило. Режиссерская гильдия решила, что уж коль никто больше не готов подписаться под этим фильмом, он выйдет под псевдонимом.