Замерзшие надежды поколений

Здание российской мечты не достроено, владелец умер, и теперь кто-то хочет все снести и продать участок японцам, кто-то предлагает изменить проект и установить шпиль или купол, но романтичные молодые люди готовы завершить строительство, задуманное их родителями. "Россия укрыта непониманием самой себя", – говорит режиссер Алексей Герман-младший. Работу над фильмом "Под электрическими облаками" он начал шесть лет назад, картина снималась в России и Украине с участием Польши, премьера состоялась на 65-м Берлинском кинофестивале, а начало российского проката запланировано на май.

Алексей Герман говорит, что хотел в поэтической форме рассказать о времени, которое в России распространяется нелинейно, расходится, подобно кругам на воде, рассмотреть российскую ситуацию комплексно, как возможно только в поэзии. Но "Под электрическими облаками" походит не столько на стихотворение, сколько на большой русский роман. В фильме семь глав и шесть героев. Строительство небоскреба остановлено, но на стройплощадке полно людей: здесь устраивают вечеринки, рядом происходит убийство (зарезали безымянную женщину), тут же бродят потенциальные покупатели, архитектор и мрачные следователи, ведущие дело, возбужденное против покойного владельца. В снегу застыли заброшенные памятники советским вождям. В первой новелле строитель-гастарбайтер, потерявший работу, отправляется в город и с трудом произносит русские слова, удивляясь, что научился говорить на незнакомом языке. Персонажи другой новеллы пытаются отстоять исторический заповедник от застройки. "Россия страна уходящих знаний, – поясняет Алексей Герман, – и ее будущее – в людях, которые чего-то хотят". Недостроенное здание слегка напоминает скелет кита в фильме "Левиафан", но Андрей Звягинцев утверждает, что государство уничтожает человека и сопротивление ни к чему не приведет, а Алексей Герман уверен, что, поскольку время в России циклично, после застоя неизбежен новый поворот к свободе. Но это вряд ли случится скоро: "Мы находимся в начале цикла, и ни один человек не знает, что будет через день".