Феллини, Бергман и другие лучшие иностранные фильмы «Оскара» прошлых лет

Пока все ждут, получит ли «Левиафан» Андрея Звягинцева заветную статуэтку и признание Американской киноакадемии, «Бумага» вспоминает фильмы, когда-либо бравшие «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке». В подборке нет неожиданностей: все картины, равно как и режиссеры, — это классика (или почти классика) кинематографа. И это неудивительно: традиционно киноакадемия раздает свои призы в этой категории исключительно для признания профессионализма, когда игнорирование режиссера становится дурным тоном.

«Похитители велосипедов» Витторио де Сика (1948)

Фильм, получивший в 1950 году почетную премию, — ключевая картина итальянского неореализма, поэтизирующего бедную жизнь. В фильме де Сики исполнители главных ролей — непрофессиональные актеры, в качестве декораций — настоящие римские улицы, а сюжет скорее напоминает газетный репортаж. Самое важное здесь — неопределенность и необязательность, к которой стремится своим устройством каждый кадр. Французский кинотеоретик Андре Базен называл «Похитителей велосипедов» «чистым кино», то есть фильмом, в котором отсутствует авторское насилие; фильмом, который словно и не фильм вовсе, а «идеальная эстетическая иллюзия действительности».

«Ночи Кабирии» Федерико Феллини (1957)

Одна из четырех картин Феллини, получившая «Оскар» в этой номинации, и одна из тех в его фильмографии, что обросли ореолом слепого почитания. Безусловно заслуженно, но поклонники давно забыли, за что они так любят «Ночи Кабирии». История о проститутке, которую все используют, обретает небывалое звучание в режиссерской мысли Феллини и игре гениальной Джульетты Мазины — исполнительницы главной роли, жены, музы и личного «беззаконного существа» режиссера. Равновесие между реализмом и условностью дает постепенно раскрыться душе героини, и предельная точка отчаяния, которой она достигает, столь же удивительна для нее самой, как и для зрителя. Улыбка Кабирии — та знаменитая улыбка в финале фильма, что давно уже стала мифом.