Самые яркие роли Олега Янковского

Отдавший более сорока лет кино Олег Янковский еще при жизни был признан легендой отечественного кинематографа. Восемьдесят две ленты. Почти каждая - классика. В день рождения мэтра отечественного кинематографа "РГ" вспоминает самые яркие фильмы с его участием. 23 февраля актеру мог бы исполниться 71 год.

Первые работы в киноМолодой Янковский - статный, с благородными чертами лица и характерным прищуром. Таким впервые он появился на телеэкранах в ленте Владимира Басова "Щит и меч" (1974). Янковский в роли Генриха Шварцкопфа, гестаповца, друга советского шпиона Иоганна Вайса (Станислав Любшин). Шпионский детектив, по сути, проложивший дорогу "Семнадцати мгновениям весны" Татьяны Лиозновой.

Стоит вспомнить один из лучших эпизодов ленты: во время обеда Вайс и Шварцкопф обговаривают план спецоперации по спасению детей от рук нацистов. По пути в концлагерь неизвестные нападают на автоколонну, сопровождавшую детей. Шварцкопф сталкивается с дилеммой: позвонить в приемную оберфюрера и сообщить о готовящейся спецоперации до обеда - не стать соучастником Вайса, тем самым допустить массовое убийство, после - спасти детей. Эмоции Генриха на грани. Янковскому удалось максимально передать смятение перед принятием в любом случае рокового решения.

В том же 68-ом году актер играет Некрасова в фильме Евгения Карелова "Служили два товарища". Съемочную площадку артист делил со знаменитостями Роланом Быковым и Владимиром Высоцким. По выходу фильма слава не миновала и самого Олега Янковского. Он влюбил в себя большую часть женщин Советского Союза.

Янковскому удалость попасть в фильмы режиссеров "старой когорты", персонажи которых выписаны в достаточно четких рамках. Киноленты с преобладающим историко-героическим пафосом, где тема судьбы частного человека неотделима от судьбы Родины.

Работа с Андреем Тарковским

В семидесятые годы в кино врывается новое поколение режиссеров. В соответствии с духом времени, пассаж Родины-матери сменяется камерными и частными историями.