«Унижение» Барри Левинсона: Аль Пачино в экранизации Филиппа Рота

В прокат вышел фильм «Унижение», в котором Аль Пачино играет пожилого артиста с неврозами. Станиславу Зельвенскому эта печальная комедия, сделанная кружком голливудских ветеранов, показалась очень обаятельной

В меру знаменитый 67-летний артист театра и кино Саймон Экслер (Аль Пачино) в разгар бродвейской постановки «Как вам это понравится» падает плашмя со сцены. Это результат нервного срыва и затяжного, по-видимому, творческого кризиса: Экслер считает, что потерял свой дар и на сцене ему делать нечего. Побродив по огромному пустому дому (актер холост и бездетен) и безуспешно попытавшись по-хемингуэевски застрелиться из обреза («у Хемингуэя, видимо, руки были длиннее»), он на месяц отправляется в лечебницу, где становится звездой групповых терапевтических сеансов и приобретает поклонницу (Нина Арианда), которая считает, что он должен застрелить ее мужа.

Когда Экслер возвращается домой, на пороге появляется высокая, в мешковатой одежде девица по имени Пигин (Грета Гервиг) — дочь его театральных друзей, которая в детстве была в него влюблена, а за те 20 лет, что они не виделись, выросла, стала лесбиянкой и преподавателем драмы в женском колледже. Несмотря на все это, она тем же вечером лезет к нему целоваться.

Пролог «Унижения» комически совпал с эпизодом из «Бердмэна», где герой не может попасть из гримерки на собственный спектакль (хотя Пачино, к счастью, не выходит на Бродвей в трусах), — видимо, этот кошмар столь же распространен у актеров, как мечта рухнуть в равнодушный зрительный зал. И если все рукоплескали удачному кастингу Майкла Китона, то здесь компания для рассказа о синхронности творческого и физического старения подобралась не хуже. Это экранизации закатной (2009) прозы Филипа Рота, режиссер — 72-летний Барри Левинсон, у которого сейчас на одну удачу приходится пять неудач, сценарист — 84-летний легендарный Бак Генри («Выпускник», «Уловка-22»), который что-то пишет раз в десять лет.