Японские фильмы-катастрофы

Японские фильмы-катастрофы

Японские фильмы-катастрофы как одна из самых недооцененных страниц в истории кино. Раз в месяц мы публикуем колонку «Выставка ерунды», в которой Алексей Васильев рассказывает о самых тёмных и интересных закоулках кинематографа, до которых вы бы никогда не добрались сами.

Порой человек падает духомИ не слышит смеха,Воспринимая его как угрозу.Но все иначе после,Когда событие свершилось:Тот же человек, похоже, улыбается,Счастливый просто, что он здесь,Посланец голубых Небес.

Из песни After the Event (2009) группы Pet Shop Boys

О том, что своеобразие послевоенной японской культуры определил посткатастрофический менталитет нации, доставшийся ей в наследство от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, исписаны тонны бумаги. На экранах Годзилла крошила небоскребы Токио еще в начале 1950-х годов, за двадцать лет до того, как жанр фильма-катастрофы стал повальной модой. Хотя японцы и не стали его первооткрывателями — полинезийский остров зрелищно уходил под воду в «Урагане» Джона Форда еще в 1937 году, — они единственными столь пылко откликнулись в 1970-х годах на голливудскую инициативу поставить крушения, пожары, землетрясения и цунами на киноконвейер. В прочих странах случаи собственного производства фильмов-катастроф остались единичными: все предпочитали смотреть безупречные в силу своей дороговизны и способности усадить в один разваливающийся самолет толпу кинозвезд со всего мира американские постановки. Японцы, после успеха «Аэропорта» (1970) и «Приключения «Посейдона» (1972), напротив, не стали дожидаться канонады 1974-го с его двойным триумфом «Ада в поднебесье» и «Землетрясения», а взялись приготовить собственную серию вариаций. Это одна из самых недооцененных страниц в истории кино. Если от голливудских фильмов-катастроф бывает трудно оторвать глаз, то к их японским собратьям прикипаешь мыслями, душой и сердцем.