Абсолютно бесстрашный режиссер

Кинокритик Антон Долин — о своей книге, посвященной Ларсу фон Триеру, личном знакомстве с ним и влиянии культурного контекста на зрительское восприятие

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышло переиздание книги Антона Долина «Ларс фон Триер: контрольные работы». За десять лет, прошедшие с момента первой публикации, многое успело измениться — не только в подходе автора к тексту, не только в жизни реально существующего персонажа, но и в мире, который, по мнению Долина, фон Триер в каждом следующем фильме разрушает и отстраивает заново. А потому новая версия «Контрольных работ» — это совсем другая книга, в очередной раз доказывающая, что перерождение для Ларса фон Триера — неотъемлемая часть жизни.

Антон ДолинРодился в 1976 году в Москве. В 1997 году окончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова, в 2000-м — аспирантуру ИМЛИ РАН. С 1997 по 2002 годы — корреспондент радиостанции «Эхо Москвы». В 2001-2005 — кинокритик, редактор отдела культуры в «Газете». Постоянный автор портала «Афиша. Воздух», кинообозреватель радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и телепередачи «Вечерний Ургант». Автор книг «Ларс фон Триер. Контрольные работы», «Такеси Китано. Детские годы», «Герман. Интервью. Эссе. Сценарий», «Уловка XXI: Очерки кино нового века». Троекратный лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков.

— В самом начале книги вы упоминаете пять фамилий: Тарковский, Дрейер, Вагнер, де Сад и Мунк. Это люди, искусство которых в большей степени повлияло на Ларса фон Триера как на художника. Можно ли сказать, что для вас Триер является такой же определяющей фигурой?

— Да, безусловно. Я вообще придаю огромное значение культурным влияниям и считаю, что для человека, который занимается искусством в любых формах, от самых низких до высоких, они гораздо важнее, чем, допустим, личностные. Значимость фрейдистского подхода, когда, изучая писателя, художника, композитора, изучают прежде всего его биографию, родителей, воспитание и т. д., несколько преувеличена. Это, безусловно, очень увлекательно, но кто бы нас ни интересовал — Триер, Дрейер, Микеланджело, Рафаэль — интересует ведь в первую очередь не столько он сам, сколько его произведения. Соответственно, изучать эти произведения интереснее через тех авторов, которые, сами того не зная, принимали определенное участие в их создании — через культурное влияние.