Как российские мультфильмы победили Голливуд

В условиях информационного взрыва анимация с ее максимально упрощенными образами становится самым эффективным источником национального кода, формирующим систему координат общественного устройства

Кассовые сборы мультфильма студии «Мельница» «Три богатыря. Ход конем» превысили 950 млн рублей, что сделало его самым кассовым российским мультфильмом. Прежний рекорд принадлежал предыдущему мультфильму богатырской франшизы — «Три богатыря на дальних берегах», вышедшему в прокат три года назад. Чтобы выяснить, как российским мультфильмам удается конкурировать в открытой схватке с голливудской продукцией, «Эксперт» обратился к Сергею Сельянову, руководителю компании СТВ, сопродюсеру и совладельцу студии «Мельница».

— Как объяснить тот факт, что анимация в мире сейчас пользуется таким спросом?

— Лет пятнадцать назад анимация во всем мире перестала быть только детским продуктом и начала интересовать более взрослую аудиторию, серьезных прокатчиков, более того, серьезные фестивали — и Каннский, и Берлинский — вдруг взяли в конкурс анимационные фильмы. Хаяо Миядзаки даже получил в Берлине «Золотого медведя» за «Унесенных призраками». Это было необычно, и это что-то означало. Анимация переместилась с культурной периферии — с очень симпатичной периферии, анимация всегда была очень любима, но всегда считалось, что это больше для детей… С моей точки зрения, это произошло по той же причине, по которой комиксы вышли на лидирующие позиции в мировых бокс-офисах и продолжают их удерживать. Из-за резко возросшего объема информации (в широком смысле слова, не только цифры), которая потребовала какого-то нового языка и новой системы координат. Иероглиф, или знак, очень лаконичен и при этом очень много в себя вмещает.