Кино со счастливым концом: почему добро всегда побеждает зло

Культуролог Екатерина Лапина-Кратасюк о популярном кинематографе, фильмах жанра нуар и «Кошмаре на улице Вязов»

Вера в счастливое разрешение всех проблем, а также надежда на то, что трудолюбие, честность и следование моральным принципам будут вознаграждены заслуженной победой, являются естественными составляющими природы молодого оптимистичного человеческого существа. Поэтому, несмотря на то что выражение happy end («хеппи-энд») ассоциируется с кинематографом и впервые было использовано именно для обозначения устойчивых элементов фабулы фильмов, само явление «счастливого конца» — это не только и не столько кинематографический феномен.

Хеппи-энд как борьба с энтропией

Отнюдь не самым древним, но важным историческим предшественником хеппи-энда является счастливый исход античных комедий. В комедиях, в отличие от трагедий, где проблема была неразрешима и вела к гибели героя, все трудности счастливо разрешались и оказывались источником веселого настроения публики.

В целом мы можем говорить о хеппи-энде как о распространенной нарративной конвенции, восходящей к фольклору: герой «правильным способом» преодолевает испытания, в результате которых он получает награду в виде красавицы, счастливой жизни, богатства или всего этого вместе взятого. Популярный кинематограф заимствует многие фольклорные мотивы, и тем не менее в кинематографическом хеппи-энде есть нечто особенное, то, что определяется коммерческими и медийными составляющими кино.

Другими словами, хеппи-энд, как и подобные ему сюжетные развязки, — это символическая победа над энтропией, непредсказуемостью жизни и страхом смерти. Хеппи-энд в кино, как и счастливый конец в фольклорных произведениях, — это результат следования героя определенному набору правил. Если герой точно выполняет все правила — он получает награду; если пытается слукавить — должен выполнить все снова с самого начала и только тогда получить награду. И, конечно, злодей, который демонстративно правила нарушает, будет наказан и побежден. В фольклоре речь обычно идет о следовании традиции, часто уже полустертой. В популярном кинематографе правила представляют собой символические репрезентации социальных, культурных или религиозных норм.