Удивительная история анимации: все против Диснея

Удивительная история анимации: все против Диснея

Пока Уолт Дисней (1901–1966) строил свою мультипликационную империю, а в СССР «слащавые квазидиснеевские „аленькие цветочки“ рушились на глазах», в Европе начали снимать мультфильмы с помощью чёрного песка, создавать сюрреалистическое кино и работать над психоделической «Жёлтой подводной лодкой» с участием The Beatles.

Автор анимационных фильмов АЛЕКСАНДР ПАВЛЕНКО — о европейской анимации 1960-х годов:

И вот мы пересекаем рубеж шестидесятых. Масскульт стремительно взрослеет (что интересным образом контрастирует со стремительно молодеющим средним возрастом потребителя масскульта) и интеллектуализируется. В массовой литературе, поп-музыке, в кинематографе и изобразительном искусстве возникают элементы, до той поры свойственные лишь элитарной культуре. Эта волна омоложения и одновременного поумнения захватывает анимацию.

Напор альтернативных (по отношению к Диснею) стилей растёт, начинает казаться, что анимация вот-вот станет восприниматься всерьёз не только кучкой продвинутых интеллектуалов.

В Польше печальный циничный фетишист Валериан Боровчик снимает «Игры ангелов», вызывающие в памяти полотна Вундерлиха и Радзивилла, после чего бежит во Францию, чтобы сделать «Театр господина и госпожи Кабаль».

А там, во Франции, уже вовсю трудится ученик Поля Гримо, Жан-Франсуа Лагиони, начавший с сюрреалистической «Барышни и виолончелиста», развивший успех «Случайно упавшей бомбой» и «На вёслах через Атлантику», а потом раздобывший денег для бедного сюрреалиста Рене Лалу, автора «Мёртвых времён», сделанных вместе с художником и романистом Роланом Топором. Чуть позже Лалу с Топором поставят первый полнометражный научно-фантастический мультфильм «Дикая планета» — и это станет венцом европейской НФ-анимации ХХ века.

В Швейцарии в это время супруги Ансорж проводят опыты с фильмами из черного песка, в результате чего мы можем насладиться «Фантасматиком», страшным, как послеобеденный бред доктора Фрейда, и мрачными готическими «Воронами».

Однако самые интересные авторы шестидесятых годов работают не во Франции и не в Америке, а в Югославии, на Загребской студии — целая толпа великих художников и режиссёров! Начал эту песню Душан Вукотич с прелестным «Суррогатом», в котором надувная подруга пузатого хозяина жизни изменяет ему с надувным же пляжным красавцем.